Кучма тоже думал, что власть у него и народ он держит в руках. Спецслужбы тоже думали, что власть у них. И мы увидели - когда украинский народ отстоял свою свободу - этим людям придется отвечать. И не только смертью одного - двух министров, очень многим придется отвечать. Спецслужбам хотелось бы сказать, не нарушайте закон, придет время, за все придется отвечать.
Не бывает того, чтобы авторитарный режим продержался больше чем жизнь народа. В условиях глобализации это тем более невозможно.
Мы сейчас обращаем внимание на мировые события. Да, западный мир после терактов начал говорить, что вначале стабильность, а потом демократия. Но через год - два они переосмыслили свою ситуацию и предлагают теперь программу продвижения демократии. Потому что понимают, что не бывает того, что если какая - то часть мира построила прозрачное, спокойное общество, а другая тоталитарная не угрожала бы ей.
Сегодня нам угрожают авторитарные и тоталитарные режимы. Потому что в закрытых странах готовятся теракты, есть закрытые бюджеты.
Поэтому то, что происходит в мире, в Казахстане, во время выборов, когда народ проголосовал за нас, за изменения, за перемены, и то, что народ понял, что нынешняя власть никогда не уступит своего честным образом, меняет ситуацию коренным образом.
Я абсолютно уверен, что ситуация внутри страны и внешние изменения приведут к тому, что Казахстан переживет свою бархатную революцию, о которой так мечтает Булат Мукишевич.
Борьба за независимость началась. Только теперь, когда каждый начал понимать, что мы считали, что независимость – это независимость нашей территории и нашей страны. Оказывается, это совсем не так. Независимость – это свобода личности в первую очередь.
Когда мы уходили из Советского Союза, в первую очередь мы об этом думали. СССР мы воспринимали как тоталитарную систему. Те, кто ушел оттуда быстро, и взял курс на независимость личности, уже восстановили экономический потенциал, создали условия для своих народов.
Президент Литвы только за то, что дал своему близкому другу в обход законов гражданство своей страны, был отстранен от должности.
А у нас что? Секретов нет, читаем, что происходит с "казахгейтом", что происходит с "железной дорогой", куда уходят металлы и нефть.
Никто ни за что не отвечает. Поэтому, пока мы между собой разбираемся, власть принимает законопроект о легализации имущества, пока мы разбираемся, власти вносят изменения в закон о выборах, которые будут запрещать любые шествия и митинги до объявления результатов выборов.
Власть запугивает последние оппозиционные СМИ в Казахстане. А потом можно долго разбираться между собой, но уже ничего не будет.
Пришли в партию правильные люди, но нужные места заняли неправильные люди. Вот в чем проблема нашей партии.
Если мы все будем делать правильно мы не уступим партию никому.
Наша ответственность и задача – сохранить структуры в регионах организационно, информационно, финансово. Проводить работу, убеждать людей и сохранить веру людей в демократию. Если даже не сохраним "Ак жол", давайте сохраним веру людей.
Вот это есть наша ответственность на сегодняшний день.
Булат АБИЛОВ: Партия должна идти вперед, она не может стоять на месте, она не может быть такой, какой была до выборов. Жизнь меняется, ситуация меняется, нужно реагировать на это. И мы с самого начала предлагали, что после выборов партия должна вместе с другими демократическими силами сесть за стол переговоров, выработать общий формат работы КСДС и работать на то, чтобы консолидировать общество и готовиться к президентским выборам. Не всеми была поддержана эта идея, и вы знаете, что с того момента внутри партии, среди ее сопредседателей начались дискуссии, которые мы не смогли каким - то образом оформить.
Был создан КСДС, который с первого дня начал работать на консолидацию общества и демократических сил. Ни разу КСДС не принял решения, которое бы шло вразрез уставу партии или же к потере ее суверенитета. Сегодня оппоненты говорят, что мы тащим “Ак жол” непонятно куда, непонятно с кем, или “Ак жол” должна под кого - то лечь. Это неправда! “Ак жол” не терял и не потеряет суверенитета.
Но в рамках демократического движения альтернативы сегодня у Казахстана нет. Поэтому когда мы стали готовить резолюцию на 4 съезде, мы предложили, что должна быть резолюция, которая бы поддерживала работу в составе КСДС. В резолюции должно было быть определено, что демократические силы объединяются для того, чтобы участвовать в президентских выборах. Это было отражено в резолюции и очень важно, что демократические силы должны объединиться, чтобы выдвинуть единого кандидата н а выборах президента. Мы за это проголосовали. И мы были уверены, что, наконец, нами выбран компромисс, что, наконец-то мы не будем стоять на месте, т.е. вектор был задан - это объединение с демократическими силами, это работа над созданием нашей общей платформы, стратегии движения вперед.
Вместо этого, нам буквально через день после съезда, предлагают созвать пленум Центрального совета. На наши возражения и просьбы объяснить причину, для чего они хотят собрать, если мы сами не обсудили, как мы будем двигаться, дальше, с нами не хотели разговаривать.
Вместо этого нам ска-зали - "встретимся на Центральном совете". Мы стали предпринимать шаги, чтобы пленум не состоялся, потому что мы понимали, что пленум приведет к расколу партии.
Нам сегодня, казахстанцам нужно понять, что мы не будем никогда великой державой, что Казахстан останется небольшим по численности населения и по другим показателям государством. Весь мир занят большими глобальными проблемами. Россия занята своими реформами, Китай - своими, Америка разбирается где - то с террористами. Надо просто понять, что у нас все есть, талантливый народ, богатая земля, недра. И когда сегодня мы читаем и узнаем, что журнал "Forbes" трех граждан, непонятно какой страны Машкевича, Шойдиева и Ибрагимова, называет казахстанскими миллиардерами, вот итог реформ, другого показателя нет. Но мы знаем, что туда можно записать 5 -7 фамилий близких к власти. Но они прячут свое богатство и надеются на закон о легализации имущества. Потому что другого такого парламента, который сейчас у нас страна больше не увидит.
Простые понятные вещи, только объединение, только вместе. Поверьте, это не только пример Украины, никакие американские деньги не поднимут народ. Это обман, что 200 палаток, которые стояли в центре Киева, куплены на деньги американцев. Мы видели эти палатки, это обычные, старые армейские палатки. Но надо было видеть лица этих людей. За те три дня мы реально пережили свободу. На площади стоит 500 тысяч человек, никто никому денег не платит. Люди просто хотят быть свободными. Вы видели, какое коррумпированное государство построил Кучма, что один министр за другим кончают жизнь самоубийством. Мы что, этого хотим?
Если мы сегодня остановимся, и будем говорить, что для того, чтобы перестроиться и реформироваться партии нужно несколько лет. Но пройдут выборы, и мы снова будем писать законы, которые никто читать не будет. Потом мы снова будем писать просьбы о разрешении на митинг, и нам в сотый раз будут отказывать, снова нас будут гонять из одного зала в другой. Какое они имеют право нас, в нашей стране, людей, которые исполняют закон, платят налоги гонять по всему городу. Никто не имеет на это права, даже президент, он такой же простой человек, как и мы. Возвели его до небес, боимся даже фамилию его произносить. Этого не должно быть. Если он сам говорит, что он демократ, и мы говорим, что он демократ, то мы прямо должны друг - другу в лицо говорить, к чему мы пришли за эти 15 лет независимости.
Разве мы сами, казахстанцы не можем управлять своей собственностью. Мы построили Казахстан, в котором 5% людей владеют 95 % богатства страны. Послание президента, я считаю обычным, кроме того, что повысили пенсии и зарплаты. Лучше сделать анализ прошлых посланий. Хоть одно из них выполнено? Нет.
Мы понимаем, что этот год будет очень тяжелым для нас, для наших семей и детей. Но ради них, ради наших отцов, которые справляют 60 - летие победы в Великой Отечественной Войне. До сих пор, уже 10 лет, партия “Отан” в парламенте не принимает закон о ветеранах. И мы говорим о социальном государстве, когда помощник президента жалуется перед сельчанами, зарплата у которых не превышает и 10 тысяч тенге, что он не может в Астане найти себе домработницу за 250 долларов. Такой человек должен подать в отставку, а затем идти под суд.
Вот в такой мы стране живем. Но, я убежден мы должны пройти этот путь. Наши отцы в войну погибали и не боялись, что их через 5 минут могут убить, ранить, оставить инвалидом. Они шли. А мы сегодня боимся акима, чиновника, работника спецслужб, который указывает нам, что нам делать. Это они должны нас бояться. Мы им платим налоги, мы их содержим, они должны быть нам подотчетны.
Давайте скажем, что мы сможем, что мы сделаем это. Для того, чтобы при своей жизни мы почувствовали, что такое достойная жизнь, качественное улучшение жизни. И мы добьемся этого вместе с вами.
Ораз ЖАНДОСОВ: Определенные вопросы у меня возникли, и я сказал, что вопрос морали - вопрос ключевой. Можно разойтись по политическим взглядам –такое бывает, мы не первый день живем, все взрослые люди, наша страна тоже не уникальная в мире. Но существует вопрос товарищеских отношений, морали. А двигаться куда-то, и звать людей за собой, нарушая эти принципы, это и глупо, и нереально.
Я, как человек, который не один год проработал в правительстве, аккуратно собираю бумаги в той последовательности, в которой они рождались за три недели. Считаю, что я сам, Булат, Алтынбек и те люди, которые нас поддержали, проявляли и проявляют максимум конструктивности, открытости, честности, товарищеского отношения. Мы не скрываем того, что собираемся делать, говорим все открыто, не обманываем людей, не делим их по принципу “свой - чужой”. И мы делаем так, потому что без этого достичь независимости, свободы, демократии и справедливости в стране в целом нереально.
Как можно достичь наших целей и лозунгов, если обманывать товарищей по партии, если обращаться и получать помощь от власти, которая мешала нам все эти годы, которая обманула нас всех на выборах.
Сегодня нам рассказывали люди о том, что им звонили люди из спецслужб и говорили, чтобы они не ехали на нашу конференцию. Многим, кто работает в бюджетных организациях, говорили: “На это мероприятие мы вас не отпускаем, но если на астанинское мероприятие хотите поехать, то езжайте”.
Эта дорога, поскольку она изначально морально не правильна, хорошо не закончится, и те, кто на нее вступил, начиная с пленума 13 января, добром не кончат.
Я родился в семье, в которой много людей погибло в годы сталинских репрессий. Когда я читал материалы этого пленума, я почувствовал, что дух 1937 года, который, мы надеялись, навсегда ушел из жизни нашего народа, присутствует там в каждом слове.
Сегодня случайно купил газету “Казахстанская правда” и увидел подпись руководителя Актюбинского областного филиала Изимгали Кобенова, под обращением, прямо призывающим участвовать в НКВД. 29 января мы вместе на 4-ом съезде приняли решение не участвовать, поскольку эта комиссия не создает условий для реального диалога между оппозицией и властью. Он подписывается под тем, чтобы поддержать действующего президента, хотя мы на съезде приняли решение о том, что объединим усилия всех демократических сил и будем участвовать на выборах с общим кандидатом в альтернативу действующей власти.