В четверг в Страсбурге завершились встречи высшего руководства Парламентской Ассамблеи Совета Европы – ПАСЕ, и делегации объединенной демократической оппозиции Казахстана, которую возглавлял экс-премьер республики, лидер оппозиции Акежан Кажегельдин. Главный вопрос, который обсуждался на этих встречах – готовность Казахстана вступить в Совет Европы хотя бы на правах наблюдателя.
Как рассказал в интервью "НВ" член делегации казахстанской оппозиции Амиржан Косанов, глава исполкома Республикансколй народной партии Казахстана:
В целом руководство ПАСЕ и эксперты очень хорошо осведомлены о ситуации в Казахстане. Если раньше, года два три назад нам задавали вопросы: "Что творится в Казахстане", то теперь вопрос только один – что делать Европе, чтобы продвигать демократические ценности в регионе. И все отвечали, что Казахстан является действительно потенциальным плацдармом для продвижения демократических идей в целом в регионе Центральной Азии, было сказано, что Казахстан своим полиэтническим составом населения, своей многоконфессиональностью, мы имеем потенцию для сотрудничества с Европой. А что касается потенциального участия в Совете Европы Казахстана в статусе наблюдателя, было заявлено, что нынешний режим по всем показателям, даже по тем показателям, что дают приближенные к властям институты, не получает статуса наблюдателя – об этом было откровенно заявлено. Это был вывод венецианской комиссии Совета Европы, которая дает экспертизу конституциям разных стран. Официальный Казахстан на сегодняшний день отказался от того, чтобы эта комиссия дала непредвзятый анализ и предложения по изменению существующей Конституции. Потому что нынешняя Конституция является тем фундаментом, на котором зиждется режим личной власти Назарбаева. Было заявлено, что демократическая общественность может выступать как сторона диалога, к нам поступили предложения, чтобы представители различных партий, движений, неправительственных организаций Казахстана в лице Форума Демократических сил и других – чтобы они выступали в качестве экспертов, которые бы говорили о реальной ситуации в стране.
Интервью программе "Фокус" непосредственно после встречи с Председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы Петером Шидером дал и Акежан Кажегельдин:
"Мы никогда не были против того, чтобы Казахстан интегрировался в европейские институты. Более того, я вместе с моими коллегами обратился с письмами к руководителям ведущих комитетов, в ПАСЕ, в сам Совет Европы, чтобы они рассмотрели вопрос об интеграции Казахстана во все европейские институты последовательно. Однако прием Казахстана должен начаться с выполнения им определенных условий, одно из которых, например – это объявление моратория на смертную казнь, это ратификация всех европейских конвенций по правам человека, это передача в совет Европы на экспертизу существующей ныне Конституции. Все эти вопросы включены в проект договора ПАСЕ и парламента Казахстана для подписания и начала стадии, называемой договором о сотрудничестве. То есть речь идет пока только о сотрудничестве. К вступлению в Совет Европы Казахстан не готов. И не будет принят даже со статусом наблюдателя, потому что очень много претензий к этой стране, особенно в области прав человека".
По словам Акежана Кажегельдина, его разговор с Председателем ПАСЕ Петер Шидер завершил такими словами:
"Мы сформировали свои принципы 53 года назад, и никакие ресурсы или другие мотивы, в том числе и временные политические, нас не могут заставить сделать уступки. Мы хотим, чтобы Казахстан был в составе наших институтов, и мы будем добиваться, чтобы казахская сторона выполняла свои обязательства, касающиеся прав человека, перед международными организациями".
Один из моих коллег-журналистов, присутствовавший на встречах в Страсбурге, заметил, что делегацию оппозиции из Казахстана принимали в ПАСЕ в этот раз едва ли не более торжественно, чем руководителей некоторых европейских стран. Почему сейчас такое внимание ПАСЕ проявляет к Казахстану? Как говорит Амиржан Косанов:
"Руководство ПАСЕ уделяет огромное внимание региону, и не только потому, что после 11 сентября он стал привлекателен только по одной тематике – было заявлено, что демократия и соблюдение прав человека являются гарантией не только от терроризма, но и от коррупции и тоталитаризма и других присущих нашему региону постсоветских качеств".
Какова позиция ПАСЕ по вопросу об арестах представителей оппозиции, произведенных в Казахстане в марте и апреле? Ведь последние аресты состоялись в Алма-Ате как раз в этот четверг!
"Мы этот вопрос старались поднимать в контексте нарушений прав человека вообще, потому что мое убеждение в том, что основные нарушения прав человека имеют более давнюю историю. Конечно, мы этот вопрос актуализировали, и мы будем помогать нашим коллегам по демократическому лагерю, но руководство комитетов и руководство ПАСЕ рассматривает проблему мартовских-апрельских событий в контексте всей ситуации в Казахстане".