Президент РФ Владимир Путин спешно ищет, на кого из прежних союзников по СНГ ему опереться. Именно так трактуют эксперты предстоящую встречу российского президента с Александром Лукашенко в Сочи, инициированную российской стороной. Вчера в Москве для предварительных консультаций встретились министры иностранных дел Белоруссии и России Сергей Мартынов и Сергей Лавров. Это косвенно подтверждает, что сочинской встрече Москва уделяет повышенное внимание.
Напомним, что в прежние времена достаточно было простого телефонного звонка, чтобы лидер любой страны СНГ, бросив все дела, приехал в путинскую черноморскую резиденцию «Бочаров ручей». Такое приглашение воспринималось как признак особой благосклонности. Однако в последнее время в Содружестве многое кардинально изменилось.
Ситуация в СНГ объективно складывается таким образом, что Москве срочно оказались нужны надежные союзники. Между тем выбор, увы, не широк. Из «гарантированно надежных» желание оставаться «при Путине» демонстрирует в первую очередь белорусский президент Александр Лукашенко, много и горячо говоривший на состоявшемся недавно в Минске заседании премьер-министров СНГ о необходимости реанимировать Содружество.
Продолжает выдвигать новые и поддерживать старые интеграционные идеи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Лояльно к сохранению Содружества относится и президент Туркмении Сапармурат Ниязов (правда, он старается не критиковать коллег, чтобы те поменьше вмешивались в его собственные дела). На словах все еще остается верен интеграционным идеям президент Узбекистана Ислам Каримов, хотя и он говорил в интервью «НГ», что Содружество реально ничего не решает. У остальных соседей России, включая даже Армению, которую до недавнего времени принято было считать самым последовательным стратегическим партнером Москвы, проглядывает все более четкая ориентация на евроатлантическую интеграцию. А после «революции роз» в Тбилиси, «оранжевых» президентских выборов на Украине, неуклюжей попытки Москвы «свалить» на мартовских выборах молдавского лидера Владимира Воронина и свежего краха киргизского «либерала» Аскара Акаева стало ясно: Содружество лопнуло. К власти в этих странах пришли жесткие, целеустремленные лидеры, обладающие политической волей в достижении ничуть не скрываемых целей. И тут же отказались от роли «младшего брата» России.
Таким образом, Владимир Путин оказался в компании самых одиозных, самых авторитарных лидеров на пространстве СНГ, каждый из которых готов жестко подавлять любые ростки свободомыслия в своих странах. При этом обратим внимание: президенты Туркмении, Узбекистана, Казахстана пришли к власти в начале 90-х годов прошлого века, сразу после распада Союза, а Александр Лукашенко жестко проводит в Белоруссии линию на повторение опыта Туркменбаши, объявившего себя пожизненным «отцом всех туркмен». Подобная компания ставит в незавидное положение прежде всего российского президента. Остающиеся у него «под рукой» остатки СНГ воспринимаются как конгломерат явно недемократичных режимов.
Примечательно, что запущена новая, не лестная для Москвы расшифровка этой аббревиатуры – «Союз недемократических государств». А Москва, похоже, готова быть локомотивом и в этом союзе – рискуя своим и без того малопривлекательным внешнеполитическим имиджем.
При этом большинство авторитетных в мире экспертов сегодня просчитывают не перспективы СНГ. Они сосредоточились на анализе того, что реально происходит на постсоветском пространстве. В частности, бывший советник президента США по национальной безопасности, а ныне попечитель Центра стратегических и международных исследований Збигнев Бжезинский на фоне происходящих в СНГ процессов в статье в американской The Wall Street Journal выделяет две важные реалии. Первая, по его мнению, состоит в том, что «геополитический плюрализм сегодня стал необратимым фактом, несмотря на ностальгические попытки Владимира Путина восстановить контроль Москвы над недавно ставшими независимыми государствами». Во-вторых, более молодое постсоветское поколение «становится все нетерпеливее и испытывает все возрастающее отвращение к коррумпированному, бюрократическому авторитаризму, который воцарился на значительной части территории бывшего Советского Союза».
Владимир Путин публично признал явные нелады внутри СНГ совсем недавно, находясь с визитом в Ереване. Он заявил: «Если в Европе страны ЕС совместно работали для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода. Все остальное – политическая шелуха и болтовня». Как оказалось, ни на что другое в Москве и не рассчитывали. «Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в сфере экономики, в сотрудничестве в политической области, военной, то, естественно, этого не было, потому что и быть не могло», – сказал на ереванской пресс-конференции президент РФ Владимир Путин. Оценивая нынешний статус Содружества, он назвал его «весьма полезным клубом», удобной «площадкой», где «руководители стран могут регулярно встречаться, говорить о проблемах и либо решать их, либо выносить на двустороннюю основу и в интеграционные объединения».
Между тем не факт, что революционная волна, прокатившаяся по трем странам СНГ, пойдет на убыль. Аналитики прогнозируют возможную смену власти и в других государствах Содружества. В этом смысле практически нулевые шансы народная революция имеет разве что в Туркмении. Власть в этой стране если и поменяется, то скорее всего в результате дворцового переворота. А вот в Казахстане многие аналитики предпосылки для «бархатной революции» разглядели. Эту страну называют следующей в списке кандидатов на «цветную революцию»: там уже сформировался мощный слой «младоказахов», которые получили образование на Западе и оценили преимущества классических демократий. Серьезную пробу сил предприняла еще в прошлом году оппозиция в Армении. Зреет недовольство населения политикой властей в Азербайджане. Даже в Белоруссии, несмотря на жесткость режима, время от времени вспыхивают акции протеста. Для спасения этого режима у нынешних белорусских властей нет ни новых идеологических программ, ни свежих экономических идей.
Другими словами, формирующийся сегодня «ближний круг» Москвы не так прочен, как хотелось бы сторонникам сохранения Содружества: отколоться может любой. Ближнее зарубежье, как часто называли СНГ, уходит в историю. Дело движется к тому, что его вообще не будет, а будет Россия и обычное зарубежье. Хорошо, если дружественно настроенное.
Между тем даже на фоне очевидных дезинтеграционных процессов в Москве упорно не желают ставить на СНГ крест, почему-то считая, что ситуацию еще можно выправить. Очередную попытку вновь объединиться приурочили к московским торжествам 9 мая по случаю 60-летия Победы над фашизмом. Ожидается, что лидеры стран Содружества съедутся в Москву 8 мая – на этот день запланирован неформальный саммит СНГ. Однако, скорее всего, собрать всех не удастся. Да, «гарантированно надежные» приедут. Однако до сих пор не определился с поездкой президент Украины Виктор Ющенко: он хотел бы лично пообщаться в эти дни с украинскими ветеранами войны. Вряд ли появится в Москве грузинский президент Михаил Саакашвили: ему надо готовиться к запланированному на 10 мая первому визиту в Грузию президента США. Судя по всему, откажется от участия в «коллективном мероприятии» и президент Молдавии Владимир Воронин.
Остается утешаться тем, что на празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне приглашены главы государств и правительств 58 стран и из 49 уже получено подтверждение и согласие на участие в торжествах.