Редактора газеты привлекают к суду за то, что в очередном номере не указал, в какой типографии отпечатан тираж. Почему нельзя привлечь к ответу человека, скрывшего миллиард долларов от бюджета?
Редактора газеты привлекают к суду за то, что в очередном номере не указал, в какой типографии отпечатан тираж. Почему нельзя привлечь к ответу человека, скрывшего миллиард долларов от бюджета?
Да, ситуация складывается сложная. Чтобы удержать остатки ускользающего авторитета, Нурсултан Абишевич Назарбаев натравил Имангалия Тасмагамбетова на Акежана Кажегельдина. Но каждый второй знает, что это называется подставить того, кто "облизывал ведро, а не того, кто выпил айран". АКа этим не возьмешь: он достаточно испытал на себе травлю НАНа.
Хитрины и мусаевы, еще вчера, напустив на себя грозный вид, надрывавшие глотки, чтобы слышал их вес мир, разве могут быть сегодня, при всем старании, услышаны в собственном дворе? Если бы их потуги имели законные основания, американцы взяли бы АКа под стражу. Для США звонок , возвещающий о коррупции, что красная тряпка для испанского быка, участвующего в корриде. И то, что ИТ, видя все это, дал загнать себя в тот вонючий двор, достойно сожаления.
Не стоило бы сожалеть, да не оправдавшаяся надежда людей на ИТа заставляет. Как говорит Дулат Исабеков: "...Приход к руководству правительством уважаемого всеми человека, впитавшего с молоком матери обычаи и культуру родного народа, успокоил сомнения многих людей".("Егемен Казахстан", 13апреля, 2002 г. Дулат Исабеков "Сомнения рассеялись, началось оздоровление")
К сожалению, та людская надежда в один день оказалась разбита вдребезги. "Откровенные высказывания" Имангалия Тасмагамбетова старейший и уважаемый писатель оправдывал " житейскими нуждами". Но кроме него никто не бросился выражать радость по поводу "восстановленого и пришедшего в норму настроения". На протяжении десяти лет державшимся на обещаниях НАНа и оказавшимся ни с чем людям нет никакого основания, как священному писанию, верить новому премьеру, который " с присущей ему прирожденной энергией рассеял все сомнения".
Нужны доказательства? Вот они! До сегодняшних дней НАН не раз повторял:" некоторые утверждают, что у меня за рубежом есть расчетный счет и недвижимость.Зачем они мне?" Если бы в то время было сказано: " у меня нет никаких расчетных счетов, навешиваемые на меня деньги, наверное, принадлежат государству", то и бедолага ИТ мог бы держаться перед депутатами более уверенно.
Какая необходимость прятать от нищенствующего народа предназначенные для его же нужд и осевшие за рубежом деньги? Разве так трудно было НАНу,творящему что захочет и вкладывающему в уста своих подхалимов все, что придет в голову, информировать людей о наличии скандального счета?
Во-вторых, кто поверит тому, что не какая - то мелочевка, а целый миллиард долларов, лежащих в зарубежных банках, о которых не знал не только хозяин страны - его народ, а даже его представители в парламенте , потрачен на дело..
Кто проконтролировал правоту этого утверждения? Один миллиард - это одна треть всего годового бюджета Казахстана. По тому, как ИТ утверждал, что из этих денег покрыт долг государства перед пенсионерами, можно предположить, что от них на сегодня не осталось и ломанного гроша. Удушившие в люльке контрольную палату, обладавшую правом контроля затраченных на государственные нужды средств, возможно еще при роспуске Абдильдинского парламента продумали, как прятать следы. Нынешний недоношенный рахитик, именуемый счетной комиссией, непосредственно подчиняется только самому НАНу. В этом случае как должен народ конролировать свою казну, с чьей помощью проверять ее целостность?
В-третьих, постараемся поверить, что долги перед пенсионерами были закрыты за счет внешних средств. Но если бы тогда НАН сказал: Мой народ! У меня были припрятанные на всякие непредвиденные чрезвычайные ситуации средства.Вот за счет них я рассчитался с долгом перед вами. И сегодня, окажись даже десять миллиардов долларов на том счете, никто бы не имел права спрашивать о миллиарде. И тогда НАН оказался бы чист и праведен, ИТ - тих и спокоен, АК -слаб. Сожаление пришло после неуклюжего ответа ИТа перед парламентариями, подтвердившего правоту поговорки о короткости хвоста у лжи. Даже то, что долг был покрыт за счет внешних средств, позволяет говорить, что НАН совершил преступление. Пенсионные расходы совершаются из бюджета. Бюджет - это Закон. Нарушивший Закон - преступник!
Бедного редактора газеты привлекают к суду за то, что в очередном номере не указал, в какой типографии отпечатан тираж. Почему нельзя привлечь к ответу человека, скрывшего миллиард долларов от бюджета? Удивляет то, что не слышат голоса слабых шерханы, обычно выступающие правдоискателями. После всего сказанного верить или нет тому, что средства затрачены на нужды народа?
Если есть два человека, поверивших, то одним из них возможно является Шерхан Муртаза. Как говорит Мухтар Магауин: "батыр времен бегства врага" - "у Шераги подол наполнялся слезами, когда скорбел о народе. Когда доля бедняка становится добычей сильного, кто из нас обхаживает этого сильного- я или Шерага, которого десять лет назад чтил как бога?" Оправдались слова Магауина: в то время, когда народ оказался обобранным со всех сторон, человек, на которого надеялись, что он станет на защиту бедных жакыбаев, тужился перед телекамерой взять под защиту вороватую власть.
Стыдно было смотреть на того, чей портрет известен усами. Как не напоминать о стыде, когда в спокойной мирной обстановке стали подсудными двое известных деятелей... Одного запихали в тюрьму, другого под видом домашнего ареста тоже содержат в заключении. Где в это время наша просвещенная интеллигенция - защитница чести и достоинства отдельных граждан и народа?
Разве не сагдиевы являются биями наших дней? Даже при подсудности тех двоих, именно они могли бы умерить гнев хана, словом правды обуздывать султанов своих. Нельзя не удивляться тому, как насильно изгнанный из Академии наук, потом под предлогом пенсионного возраста изгнанный уже из Аграрного университета, академик Кенжегалий Сагдиев печенками сросся с властью.
Что поделаешь, когда к познавшим все радости и почести, кроме пышных проводов в последний путь, знатным аксакалам не осталось доверия. В народе говорят: " Пусть и рот кривой, дайте слово сыну бая". Приласканная властью и вкусившая сладость жизни интеллигенция стала доверчивой к словам криворотых.
"Надо громко кричать о начале очищения", - говорит Досхан, думающий о том, чтобы пылинка не села на друга ИТа. Наступление очищения приветствуем. Но кого надо призывать: обобранный народ, чтобы он закрыл рот и повиновался беспрекословно, или президента, чтобы он вернул народу его деньги.Следовавший каждому призыву и уставший от них народ, какому на этот раз призыву должен следовать?
Какой смысл прослыть грешником, утверждая неправду: АК тоже не святой. И за ним водится вина, достаточная одной голове. Но нет смысла обвинять его за то, что показал себя деловитым.
Или вся его вина в том, что говорит об ограблении народа, или освобождении от 15 лет правления одним человеком, избавлении от рабской покорности, организации народного правительства? Если в полный голос вещаемая НАНом демократия действительно имеет место в жизни, то что предосудительного в высказывании открыто своей мысли?
Не на Марс же идти с жалобой на то, что в своей стране невозможно защитить не только права всего народа, но и отдельной личности, а все соки из близких высасывают нечистоплотные деляги. В одной из сказок, прочитанных в доверчивом чистом детстве, перед путешественником, разветвляясь, открывались три дороги. Как в сказке из сегодняшнего дня наш безвинный народ тоже оказался перед выбором из трех возможностей: НАН ИТ АК или -ИТ НАН АК. Какой он сделает выбор?
(перевод с казахского)
"СолДАТ" №8(66)