Дэвид Кэмерон — первый действующий премьер-министр Великобритании, собирающийся с официальным визитом в Казахстан. Поднимет ли он проблемы прав человека? На этот и другие вопросы отвечает Бавна Даве, преподаватель Лондонского университета, эксперт по Центральной Азии.
Азаттык: Десять лет назад трудно было представить, что премьер-министр Великобритании с официальным визитом посетит Казахстан, богатый энергетическими ресурсами, но критикуемый Западом за нарушение прав человека и отсутствие демократии. Последние несколько лет бывший британский премьер Тони Блэр — частый гость в Астане в качестве экономического консультанта президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Теперь сообщается, что премьер-министр Дэвид Кэмерон приедет в Астану 30 июня. Это будет первый официальный визит действующего британского премьера в центральноазиатскую страну. Почему теперь и почему Кэмерон?
Бавна Даве: Во многих отношениях можно сказать, что речь идет о времени визита британского премьер-министра в Казахстан — страну в Центральной Азии, с которой у Британии тесное экономическое, политическое, культурное и образовательное партнерство. Остальные страны — либо слишком маленькие, либо не имеют столько ресурсов, сколько есть у Казахстана, либо придерживаются другой политики и стремлений. К тому же Казахстан активно ищет встреч с лидерами разных западных стран, международными организациями и делает всё, чтобы получить признание того факта, что у него самая динамичная и сильная экономика в регионе и среди стран СНГ после России. В этом смысле не вижу ничего удивительного в предстоящем визите.
Не можем забывать и о том, что за последние пару лет прилагались огромные усилия, чтобы визит состоялся. Вы спрашиваете: «Почему сейчас?» Думаю, что визит в значительной степени также может быть результатом неустанных стараний со стороны Казахстана: пиар-фирмы, пропаганда, привлечение ведущих западных высокопоставленных лиц. В то же время подозреваю, что это также результат работы группы советников во главе с Тони Блэром.
Азаттык: В недавнем интервью Азаттыку руководство правозащитной организации Amnesty International критиковало верховного представителя Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон за нежелание поднимать проблемы прав человека во время визита в Казахстан. Как вы считаете, Дэвид Кэмерон выскажется о ситуации с правами человека на встрече с президентом Нурсултаном Назарбаевым?
Бавна Даве: Видно, что главная цель визита фокусируется на экономике, двусторонних стратегических отношениях. Казахстан — важный партнер, который будет играть существенную роль после вывода войск США из Афганистана в следующем году. Казахстан сам стремится быть вовлеченным в разные миротворческие инициативы. Поэтому Казахстан — стратегический партнер.
Визит Кэмерона, считаю, преследует две цели. Первая — это экономика и торговля — содействует продвижению взаимных инвестиций. Вторая — стратегическое сотрудничество: обсуждение безопасности в Центральной Азии и Афганистане, где Казахстан может играть ключевую роль; осуществлять взаимодействие с ведущей стратегией США и Великобритании в Афганистане.
Конечно, у Казахстана свои цели. Так, политические проблемы, развитие демократии и ситуация с правами человека останутся на заднем плане. Возможно, тактически дипломатия Кэмерона будет состоять в том, чтобы завуалировать некоторые отсылки на права человека. Подозреваю, что они будут скорее иронические, чем прямые.
Могут прозвучать традиционные ремарки о демократии, правах человека и призыв к правительству Казахстана улучшить ситуацию. Сопровождаться всё это будет комментарием о том, что Казахстан знает о необходимости решать эти проблемы и делает для этого всё возможное. По-моему, это основа, которую заложили соратники Блэра. Она состоит в том, чтобы в первом предложении признать существование проблемы, а во втором — рассказать о том, что делается для ее решения, и описать позитивный и оптимистичный сценарий.
Азаттык: Тогда в чем заключается самый большой экономический интерес Британии в сотрудничестве с Казахстаном?
Бавна Даве: Британия вложила инвестиции в нефтегазовый сектор Казахстана. Он также ключевой источник импорта энергоресурсов в страны Евросоюза. Энергетическая безопасность очень важна. Также есть бурно развивающийся горнодобывающий сектор Казахстана, несколько казахстанских компаний зарегистрированы на Лондонской бирже. Некоторые британские компании сотрудничают с казахстанскими.
Этому визиту предшествовали поездки в Казахстан ключевых людей в сфере торговли и инвестиций. В их числе Чарльз Хендри, торговый представитель Великобритании по Азербайджану, Казахстану и Туркменистану. В прошлом месяце в Казахстане была баронесса Саида Варси, старший государственный министр по иностранным делам.
Азаттык: Как британская пресса отреагировала на новость о визите Кэмерона в Казахстан?
Бавна Даве: Я видела некоторые статьи в крупных газетах, они в основном были информативного характера о предстоящем событии. Столько всего происходит, поэтому Казахстан вряд ли привлек бы внимание британских СМИ. Визит Кэмерона в Казахстан — новость не номер один. Не так как в Казахстане, где гостеприимство и механизм пропаганды во всеоружии, чтобы праздновать этот визит как дань уважения репутации Казахстана в мире. Как говорится, трава уже выкрашена в зеленый цвет, цветы покрашены желтыми и красными красками и, возможно, небо выкрашено в голубой цвет.
Азаттык: Поднимают ли правозащитные организации в британской прессе проблемы прав человека перед визитом Кэмерона?
Бавна Даве: Эти проблемы упоминались в статьях в крупных газетах. Но я не видела, чтобы фокусировались при этом на конкретном случае или примере. Может быть, позже что-то выйдет. В частности, я не заметила никаких четких комментариев в британской прессе о ситуации с правами человека в Казахстане и событиях в Жанаозене.
Азаттык: Спасибо за интервью.
Радио Азаттык