Регион меняется, и США не могут просто сидеть и пассивно наблюдать за этим.
Ариэль Коэн (урожденный Валерий Коган, 1959 г.р., г. Ялта, СССР) — сегодня именитый американский политолог, директор Центра энергетики, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности (США). Член Совета по международным отношениям США и Международного института стратегических исследований (Лондон). Свою новую статью в журнале The National Interest этот эксперт посвятил интересам США в Центральной Азии.
Смерть Каримова стала знаковой
Автор начинает с отсылки к знаменитой песне группы The Scorpions «Ветер перемен» и развивает свою мысль переходом к проблематике сегодняшней Центральной Азии – «…регион переживает еще одну обширную трансформацию, которая может привести к кооперации и росту. Это наблюдение я сделал в Казахстане, посетив в прошлом месяце ЭКСПО-2017 и Астанинский экономический форум. США, к сожалению, отвлеченные скандалами в Вашингтоне, расследованиями подрывной деятельности России, дрязгами в области здравоохранения и мириадами кризисов внешнеполитического характера, могут не попасть на этот корабль. Будет лучше, если США все-таки попадут…Сегодня пророческие слова группы Тhe Scorpions как никогда актуальны, ибо
ветры перемен дуют в Центральной Азии
Улучшение отношений между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном началось с процесса передачи власти после кончины Ислама Каримова. Проводив его в последний путь, новое руководство Узбекистана начало создавать новые возможности, причем не только для своей страны, но для всех в данной части мира…».
Единый рынок
Автор отмечает, что страны снимают некоторые очаги напряженности в отношениях, ведут «… переговоры по вопросу кооперации в области строительства и эксплуатации гидроэлектростанций на высокогорных реках и распределения ресурсов воды для ирригации. У инвесторов начинает формироваться мнение, что
этот регион представляет собой сильный рынок с населением в 50 млн человек, которым «до зарезу» нужны качественные товары и услуги
Экономические возможности стали одной из причин, почему Индия и Пакистан посетили мероприятия ШОС в Астане 8-9 июня 2017 года и стали полноценными членами этой организации, в то время, как членства в ШОС ожидает Иран и такую же идею рассматривает Турция. Это – новая геополитическая реальность, в рамках которой Россия, Китай, Индия и Пакистан – страны с ядерным оружием, играют в своей песочнице, а Штаты смотрят на это с дистанции. Это не вполне соответствует интересам американского бизнеса, который хотел бы быть вовлеченным в новые возможности роста… И если говорить о росте, страны Центральной Азии вошли в определенный возраст, когда начинают все больше играть за пределами своего региона, совершая движения, которые, по идее, лежат вне их международной весовой категории…»
«Казахстан прыгнул первым»
Конкретно про Казахстан г-н Коэн пишет, что он «…стал первой страной региона, которая прыгнула выше положения поставщика природных ресурсов до уровня индустриальной, пост-индустриальной и сервисной экономики. Казахстан по качеству и темпу реформ превзошел не только другие «станы», но и все постсоветские государства, включая Россию… Со своим пакетом реформ под названием «Сто конкретных шагов» Казахстан планирует присоединиться к Организации экономического сотрудничества и развития. Цель реформ – улучшить суды, государственную службу и правительство… При этом был запущен Астанинский международный финансовый центр, работающий в рамках британского коммерческого законодательства, с биржей ценных бумаг, органами арбитража и судом, намерением чего является превращение его в региональный финансово-экономический хаб. Совладельцем центра является Шанхайская биржа ценных бумаг, и он тесно связан с Дубайским финансовым центром».
Развивая тему, Ариэль Коэн пишет, что «…США необходимо расценить перемены в Евразии, как целый набор политико-военных, дипломатических и экономических возможностей. Две
предыдущие администрации США были одержимы Афганистаном и на Центральную Азию взирали сквозь призму афганской войны… Вашингтону следовало бы отказаться от этого
Не проиграть Китаю
Рассуждая на предмет формата C5+1 (сотрудничество США и Центральной Азии), Коэн пишет, что «…этот формат является хорошим стартом. Администрации Трампа следует воспользоваться тем, что уже наработано в рамках этого формата. Существуют созданные под это рабочие группы, и новые назначенцы в эти группы должны разработать конкретные программы. С целью улучшения бизнес климата и общего развития местного населения, чтобы Штатам быть в состоянии конкурировать с Китаем и его мега-программой «Один пояс-один путь»… Китай активно инвестирует в индустриальные и инфраструктурные проекты, строит порты, шоссе, железные дороги и прокладывает оптико-волоконные кабели, на фоне чего Штаты могут помериться с ним силой, вкладываясь в банковский сектор, финансы, информационные технологии, юридический консалтинг и рынки ценных бумаг. Астанинский международный финансовый центр – хороший тому пример, и такого надо больше…»
«…Казахстан является непостоянным членом Совбеза ООН и со своими соседями открыт к сотрудничеству в области борьбы с исламистами, просачивающимися обратно с полей сражений в Сирии и Ираке. Кооперация в данной области возможна не только посредством формата C5+1, но и в связке с Россией и КНР…».
«…рост сотрудничества США с Казахстаном мог бы быть совершен относительно просто. Астана заявила о том, что когда займет пост председателя Совбеза ООН в январе 2018 г., будет концентрировать внимание на Центральной Азии и Афганистане и будет требовать отдельной резолюции Совбеза ООН по данному вопросу. Этот подход поддерживают страны Центральной Азии. Штатам, ООН и конкретно Госдепу США было бы полезно изучить, стоит ли поддержать эту региональную инициативу».
Резюмируя статью, автор пишет «…с учетом роста сотрудничества России и Китая, экспансии ШОС и реализации Одного пояса-одного пути, которые реформатируют Евразию, Штаты не могут позволить себе сидеть и просто наблюдать…»
365info.kz, 16.08.2017