ННФК ознакомит казахстанцев с документами, полученными в США
ННФК ознакомит казахстанцев с документами, полученными в США
Как известно, недавно группа общественных деятелей нашей страны выступила инициатором создания Народного нефтяного фонда, являющегося альтернативным вариантом уже существующему государственному. На днях в Казахстан вернулась из Вашингтона делегация фонда. В ее состав вошли: Шамиль Абильтай - председатель ННФК, известный композитор, Ибрагим Кушенов - заместитель председателя ННФК, лидер экологического объединения "Каспий-XXI", депутат Атырауского городского маслихата и Жумабай Доспанов, председатель Атырауского Центра содействия демократии, журналист.
Чтобы наши читатели узнали о визите, что называется, из первых рук, сразу по возвращении делегации мы попросили рассказать о своих впечатлениях от этой поездки г-на Кушенова.
Коротко о нашем собеседнике:
Родился в 1950 году. В 1971 году закончил физико-математический факультет Гурьевского педагогического института, в 1988 - Казахский политехнический институт по специальности "геолог-нефтяник". Работал в нефтяной промышленности, возглавлял областное управление экономики.
- Какова была цель вашего визита в Вашингтон?
- Изначально на создание Народного нефтяного фонда нас подвигло недоверие к официальной информации о так называемом "Казахгейте", а точнее, к ее отсутствию. Надо заметить, что лично меня несколько коробит такое название этого коррупционного скандала: при чем тут казахский народ, который в массе своей от продажи нефти реально не получил ни тиына?
Знаменитая речь премьер-министра Имангали Тасмагамбетова о секретном государственном счете в Швейцарии не только не пролила свет на эту запутанную проблему, но, наоборот, вызвала массу дополнительных вопросов. И мы решили искать ответы на них в стране, где тема "Казахгейта" не является запретной, то есть, в Америке.
- И что же, нашли?
- Там, в Вашингтоне мы, в частности, встретились с известным юристом Чарльзом Боттом, чья адвокатская контора занимается изучением "Казахгейта". От него мы получили конкретную информацию, подтвержденную документально, о том, что, например, дочь президента Назарбаева Динара Кулибаева, экс-премьер Нурлан Балгимбаев и некоторые другие приближенные главы РК действительно имеют многомиллионные счета в западных банках. Эти документы с подробными схемами увода крупнейших сумм в долларах из казахстанской экономики на эти счета убедили нас, в том числе и меня лично: да, "Казахгейт" - это не вымысел, это криминальная реальность!
- С кем еще вы встречались в Вашингтоне?
- Список весьма обширен. Это популярные сенаторы Мак-Кейн, Барбара Боксер, Рокфеллер, Белстоун и конгрессмен Кристофер Смит. Кроме Госдепа США, мы побывали в Международном республиканском институте США, дали интервью "Голосу Америки", беседовали с сотрудниками изданий "Вашингтон пост", "Нью-Йорк Таймс", "Уикли стандарт", "Уолл стрит джорнэл", радио "Свобода". Весьма содержательной была встреча со знаменитым американским журналистом Сеймуром Хершем, который когда-то расследовал знаменитый "Ирангейт", а теперь ведет тему "Казахгейт". Почти все они в частных беседах называли режим Назарбаева клептократией, то есть "властью воров".
- Какова общая сумма, которой лишилось наше общество в результате "Казахгейта"?
- Если приплюсовать к этому скандалу средства, расположенные на счетах Нефтяного фонда РК и секретного швейцарского фонда, поскольку эти деньги фактически выведены из государственного бюджета, то сумма получается гигантская - около двух миллиардов долларов. И в то же время наши правительства постоянно талдычили депутатам и народу о том, что у государства нет денег на социальную сферу, помощь крестьянству или на тот же ремонт и прокладку автотрасс. Это в то время, когда наших детей буквально продают за границу!
- Теперь, когда Вы владеете конкретной фактической информацией по "Казахгейту", как Вы оцениваете знаменитую речь Тасмагамбетова о швейцарском секретном счете?
- Сейчас она выглядит для меня, мягко говоря, жалкой и неуклюжей попыткой защитить своего патрона. В ней преобладают эмоции, отсутствуют убедительные факты. Сегодня она непригодна даже для внутреннего пользования, не говоря уж о международных масштабах.
- Так что же, этот секретный счет - выдумка?
- Ну, не совсем так. Он действительно существует, но тут вся соль в другом. Дело в том, что на самом деле на этот счет поступили миллиард пятьдесят миллионов долларов. Об этом "жалком" довеске в "полтинник" миллионов Тасмагамбетов не счел нужным даже упомянуть в своем спиче. Так вот, если они были положены на депозит под 4-5 процентов годовых, то за эти 6 лет, начиная с 1996-го года, должно "набежать" около 350 миллионов долларов! Кому и куда пошел этот "навар"? Об этом Тасмагамбетов умалчивает...
- А существуют ли аналогичные секретные счета у других государств?
- Да, существуют. Но что примечательно, это такие страны, как Индонезия или Венесуэла. Чем закончили свое правление Сухарто и на днях - Чавес, вы знаете...
- В той же знаменитой речи Тасмагамбетов обвинил Акежана Кажегельдина в том, что именно он первым сообщил миру об этом секретном счете, нарушив тем самым закон о "О гостайнах", да и вообще чуть ли не во всех смертных грехах. Судя по увиденным мною фотографиям, вы встречались в Вашингтоне с экс-премьером. Какой была его реакция на эти обвинения?
- Когда мы спросили Акежана Магжановича об этом, он только рассмеялся, коротко обронив: "бедный Имаш! Либо он вынужден лгать, либо просто ничего на самом деле не знает. Я больше склоняюсь ко второму варианту..."
- Что же ваша делегация намерена делать с полученными в США документами?
- Мы хотим ознакомить с ними весь народ Казахстана, в том числе - депутатов и кабинет министров. Пусть Назарбаев и его присные убедятся, что правду скрыть попросту невозможно!
"СолДАТ" N7 (65)