в связи с преследованием лидера оппозиции
в связи с преследованием лидера оппозиции
Между Казахстаном и Европейским Союзом нарастает напряженность в связи с продолжением уголовного дела, заведенного на одного из лидеров крупнейшего оппозиционного движения страны. Власти пошли на конфронтацию, не исполнив данного ранее ЕС обещания разрешить лидеру оппозиции Галимжану Жакиянову остаться на время расследования под домашним арестом в Алматы, где он мог бы общаться со своими адвокатами и иностранными дипломатами.
В настоящее время Жакиянов находится в Павлодаре, городе на севере Казахстана, где он в свое время занимал пост губернатора области. Сотрудники органов госбезопасности 10 апреля пришли на квартиру Жакиянова в Алматы и, применив насилие, отправили его специальным рейсом в Павлодар. По словам европейских дипломатов, представители министерства внутренних дел заявили, что переезд произошел по просьбе самого Жакиянова. Однако жена Жакиянова утверждает, что все произошло против его воли. Правительство обвиняет Жакиянова в превышении должностных полномочий, однако лидер оппозиции считает, что заведенное против него дело имеет политическую подоплеку.
По словам казахстанского сенатора Зауреш Батталовой, действия правительства являются прямым нарушением договоренностей, касающихся содержания Жакиянова. 3 апреля Жакиянов попросил убежища во французском посольстве, чтобы избежать ареста. Он покинул территорию посольства только после того, как ЕС и казахстанские власти провели переговоры и подписали меморандум, точное содержание которого не раскрывалось, но в котором специально оговаривалось пребывание Жакиянова под домашним арестом в Алматы.
11 апреля казахстанский министр иностранных дел обвинил дипломатов Евросоюза во вмешательстве во внутренние дела страны. Однако Акежан Кажегильдин, главный оппонент президента Нурсултана Назарбаева и бывший премьер-министр, сказал, что Жакиянов «наказан за сопротивление режиму». Он сказал, что оппозиция должна потребовать открытого слушания дела Жакиянова.
Перемещение Жакиянова произошло на следующий день после окончания международной экономической конференции в Алматы, собравшей вместе политических и экономических руководителей со всего мира. Евразийский экономический саммит был посвящен перспективам разработки нефтяных и газовых ресурсов.
В своем приветственном слове Назарбаев сказал, что строительство трубопроводов для экспорта энергоносителей не должно носить «политизированного» характера. Назарбаев добавил, что в ближайшие 20 лет инфраструктура региона должна быть готовой к годовому экспорту 200 млн тонн нефти, что заставляет задуматься о необходимости всех возможных маршрутов ее траспортировки. В настоящий момент Казахстан использует трубопровод, принадлежащий КТК [историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight], и скорее всего воспользуется трубопроводом «Баку – Тбилиси – Джейхан» после того, как он будет проложен.
Более 500 участников из более чем 40 стран обсудили возможность строительства трубопроводов, которые бы протянулись из Средней Азии через Афганистан до морских терминалов в Пакистане и Индии. Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев выразил свое скептическое отношение к афганскому направлению, сославшись на нестабильную ситуацию в Афганистане. «Прежде всего, – сказал Токаев, – транспортировка казахстанской нефти через Афганистан предполагает восстановление стабильности и мира в этой стране… Это трудная задача, потому что сегодня Афганистан делает самые первые шаги в направлении мирного урегулирования».
Однако казахстанское руководство, по-видимому, стремится не ограничивать маршруты экспорта нефти, имея в виду и возможный маршрут через Иран. «Казахстан должен будет выбрать направление экспортного трубопровода, учитывая сложившийся баланс интересов между нашими партнерами», – сказал премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов.
Назарбаев призвал страны региона к поддержке процесса восстановления в Афганистане. «Помогая афганскому народу, мы помогаем самим себе», – сказал он.
EURASIANET