История, как известно, повторяется дважды
История, как известно, повторяется дважды
История, как известно, повторяется дважды. Случай с посадкой в Бруклинскую тюрьму Пал Палыча Бородина изначально смахивал на какой-то дикий фарс. Теперь эта история повторяется в Казахстане. Только уже как трагедия.
Сообщения, поступающие из Казахстана, заставляют думать, что в республике объявлена самая что ни на есть война коррупции, причем происходящая на фоне масштабного экономического роста, о котором России приходится только мечтать.
Живут же люди. И рост ВВП - семипроцентный, и с нехороших чиновников берут подписки о невыезде и собираются судить, а глава Нацбанка Казахстана сообщает, что в некий национальный фонд Казахстана продолжают поступать остатки средств с секретного счета, который держала республика в течение пяти лет в одном из швейцарских банков. Только почему-то на счетах, открытых на имя родственников президента Назарбаева. Видимо, так надежнее.
По официальной казахской статистике, последние два года экономическая ситуация в Казахстане улучшается. Рост валового внутреннего продукта в ближайшие пять лет ожидается на уровне семи-девяти процентов ежегодно. Уже и Евросоюз и США признали Казахстан страной с рыночной экономикой.
Однако экономический рост происходит исключительно за счет нефтегазового сектора. Сейчас Казахстан добывает 40 миллионов тонн нефти в год. В 2005 году предполагается выйти на объем в 60-80 миллионов тонн нефти, в 2010 цифра может вырасти до 100 миллионов тонн, после чего казахские власти надеются сделать последний рывок и догнать Саудовскую Аравию (она добывает 400 миллионов тонн).
При этом в Казахстане фактически существует две экономики. Одна - экспортная, долларовая, вторая - внутренняя, в национальной валюте тенге. Все успехи относятся к экспорту, долларов в стране переизбыток, но инвестируются они все в ту же добывающую промышленность. Все остальные отрасли практически не развивается. Поэтому уровень жизни тех, кто не участвует в нефтяном секторе - а в нем задействовано не более 30 процентов работоспособного населения - не имеет никакого отношения к успехам казахстанской экономики. Причем правительство Казахстана признает, что уже через сорок лет запасы нефти в республики иссякнут.
Впрочем, президента Назарбаева все это уже не будет касаться. Хотя о судьбе внуков - во всяком случае, собственных - он, безусловно, думает. Уже несколько лет упорно ходят слухи, что Нурсултан Назарбаев озабочен проблемой преемственности власти в прямом смысле слова - он ищет наследника в собственной семье. Одно плохо. У Назарбаева есть только дочки. И зятья. Зятьям он то доверяет, то не доверяет - по очереди. Старшая дочь, Дарига, тоже время от времени рассматривается в качестве потенциальной преемницы, но Казахстан, как ни крути, это Восток, с властными барышнями могут возникнуть проблемы.
Еще в Казахстане есть демократическая оппозиция, которая берется решить вопрос о престолонаследии - в свою, разумеется, пользу. С такой оппозицией Назарбаев, естественно, борется. Борьба проходит с переменным успехом. Сначала Назарбаев обзывает оппозицию партией проворовавшихся чиновников и опальных олигархов (и, в общем, небеспричинно), и успех - на стороне Назарбаева. Потом Назарбаев начинает сажать оппозицию по тюрьмам, запрещать оппозиционные СМИ и тут же ссориться с ЕС и прочими международными организациями. И тогда удача уходит к преследуемой оппозиции.
Казахстан на днях обвинил Европейский Союз во вмешательстве во внутренние дела страны в связи с делом основателя оппозиционного движения в Казахстане Галимжана Жакиянова, бывшего губернатора Павлодарской области.
Жакиянов несколько недель укрывался от преследования официальных казахских властей во французском посольстве в Алма-Ате (оно пока находится там, а не в Астане). На прошлой неделе Жакиянов покинул французское посольство в обмен на обещания со стороны казахских властей не препятствовать его общению с адвокатами и представителями Евросоюза. Как только за Жакияновым закрылась дверь гостеприимного французского посольства, он был немедленно изолирован от внешнего мира и этапирован в Павлодар.
В заявлении министерства иностранных дел Казахстана говорится, что дипломаты Европейского Союза слишком часто посещали Жакиянова. Поведение казахских властей весьма не понравилось и западным послам, которые участвовали в переговорах о судьбе лидера оппозиции, и официальным представителям ЕС. Политическая обстановка в республике стремительно накаляется.
Был арестован по обвинению в экономических преступлениях и заключен под стражу Мухтар Аблязов, экс-министр энергетики, а ныне бизнесмен, владелец независимой телекомпании "ТАН" и нескольких газет. В минувшую среду подписка о невыезде взята с экс-министра транспорта Аблая Мырзахметова.
Последние события наблюдатели связывают с тем, что оппозиционное движение "Демократический выбор Казахстана" добивается проведения расследования по поводу информации о колоссальных счетах семьи президента в швейцарских банках. В ответ на это обвинение была озвучена официальная позиция - счета были открыты в 96-м году с личного одобрения главы государства и должны были стать неким резервным фондом республики. Туда были перечислены деньги, полученные от приватизации крупнейших компаний Казахстана. А парламенту об этом не сообщили потому, что социальная обстановка была очень напряженная.
Нехорошая и до конца так и не проясненная ситуация со швейцарскими счетами родственников президента Казахстана, получившая название "Казахгейт"; жесткий контроль над средствами массовой информации, преследование и травля оппозиции, обострение отношений с Евросоюзом - это тот фон, на котором разгорается борьба за власть в стане родственников президента. По мнению Андрея Грозина, заведующего отделом Средней Азии и Казахстана в институте стран СНГ, "Нурсултан Назарбаев озабочен проблемой преемственности власти, а западные нефтедобывающие регионы страны заинтересованы в перераспределении бюджетных средств". То есть казахский экономический рост, который уже назвали экономическим чудом, нисколько не ослабил социальную напряженность и влияет вовсе не на повышение благосостояния, а на рост протестного потенциала.
Наверное, для России было бы очень полезно присмотреться к происходящему в Казахстане. Во-первых, потому, что в Казахстане живет очень большая русская и русскоязычная диаспора, Россией фактически брошенная. Но не чужие же нам люди, в конце концов. Во-вторых, мы с Казахстаном очень тесно связаны экономически, и нам вовсе не должно быть безразлично, что творится в республике, с которой у нас есть совместные весьма амбициозные и прибыльные проекты. Во-третьих, потому, что и политическая, и экономическая ситуация там весьма поучительна. Экономический рост во имя роста, рост, который не отражается на благосостоянии большинства граждан, видимо, не может быть признан абсолютным благом. Затягивать пояса во время процветания мало кто согласится.
Вести