Не верь ушам своим!
Благодаря многолетней муштре главы Нацбанка журналисты сразу же обратили внимание на терминологическую некорректность заявления президента. Ведь активы Нацфонда учитываются в составе так называемых международных резервов Казахстана (это определение, кстати, было введено во время первого правления г-на Марченко в центральном банке) наряду с золотовалютными резервами самого Нацбанка. А поскольку на конец октября международные резервы страны составляли $44,5 млрд с приростом за этот месяц на 0,1% и снижением с начала года на 6%, то со слов главы государства следовало, что в ноябре этот показатель увеличился на $7,5 млрд, или почти на 17%!
Удивительные цифры
К сожалению, сам уважаемый спикер не объяснил, чем вызван столь значительный прирост международных резервов Казахстана и почему вообще наша страна все еще держит курс на накопление «дефектала», заклейменного проклятьем «Ак орды». Поэтому «акулам пера» пришлось весь уик-энд буквально прочесывать сайты Нацбанка и Минфина, дабы разобраться самостоятельно в этом вопросе.
Увы, данные там оказались по состоянию на начало ноября за исключением показателя валовых международных резервов Нацбанка, о которых сообщалось, что на 1 декабря их объем составил $23 млрд 903,8 млн.
Оттолкнувшись от этой цифры и приняв во внимание, что на начало ноября этот показатель был на отметке $20 млрд 797 млн, легко установить, что в абсолютном выражении прирост резервов Нацбанка составил порядка $3,1 млрд.
В принципе, так оно и должно быть в результате мощного притока инвалюты на рынок во второй половине ноября, которую Нацбанк усиленно покупал, чтобы избежать чересчур быстрого укрепления тенге к доллару, и тем самым наращивал свои резервы. Но в таком случае остается загадкой, откуда появились в Нацфонде оставшиеся $4,4 млрд от общей величины прироста международных резервов страны в $7,5 млрд, если, конечно, президент не ошибся.
Все надежды в итоге остались на публикацию соответствующих данных Нацбанком, которые появились на его сайте в минувший понедельник. Как и следовало ожидать, сенсации не случилось.
Аналитики Нацбанка оценили размер активов Нацфонда на конец ноября в $24 млрд 244 млн (прирост за минувший месяц на 2,19%, с начала года — снижение на 11,80%), а чистые международные резервы центрального банка — в $23 млрд 272 млн (прирост в ноябре по сравнению с октябрем на 15,34%, с начала года — увеличение на 17,27%).
В итоге спичрайтеры главы государства в очередной раз оказались посрамлены официальной статистикой, так как международные резервы Казахстана на конец ноября составили $47 млрд 516 млн!
А завышенная оценка этого показателя главой государства, скорее всего, получилась по той простой причине, что его помощники добавили к международным резервам еще и 600 млрд тенге, приходящиеся на активы Нацфонда в национальной валюте в виде облигаций ФНБ «Самрук-Казына» и нацхолдинга «КазАгро». Такой способ подсчета вряд ли можно считать корректным, поскольку аналитики Нацбанка учитывают эту часть активов Нацфонда отдельно.
Изрядное удивление также вызвало заявление президента Казахстана о том, что «бизнесу впору благодарить страну за поддержку», так как «на кредитование МСБ направлено около 340 млрд тенге». Заглянув на всякий случай в последний отчет рабочей группы по контролю за использованием средств Нацфонда, выделенных на господдержку экономики, мы обнаружили в нем втрое меньшую сумму, предоставленную малому и среднему бизнесу, — 117 млрд тенге!
Вполне возможно, что глава государства имел в виду общий объем кредитования МСБ. Но и в этом случае в «Статистическом бюллетене» Нацбанка по состоянию на конец сентября нынешнего года общий объем банковских кредитов субъектам малого предпринимательства оценивается в совсем другую сумму — 1 трлн 738,1 млрд тенге!
Еще один тезис выступления главы государства прозвучал несколько преждевременно: «Стабилизировалась банковская система, в самых сложных условиях сохранена ее дееспособность, обеспечены гарантии безопасности вкладов населения. Государство не допустило банкротства ни одного банка».
Наверное, было бы лучше повременить немного с таким заявлением и дождаться, что скажут кредиторы «БТА Банка» в своем вердикте по реструктуризации его долгов и более определенной ситуации в «Альянс Банке», «Темiрбанке» и в «Астане-Финанс».
Что касается заседания СИИ, то, судя по выступлениям его участников, и их, и «Ак орду» больше интересуют энергетика и инфраструктура, а не развитие финансовой системы страны в посткризисный период и судьба дефолтных банков, национализированных государством. Тем не менее высокопоставленным финансистам все же дали слово на заседании.
Среди выступавших отметим Томаса Мирова, президента Европейского банка реконструкции и развития, Шаою Жао, вице-президента Азиатского банка развития, Питера Тильса, главного исполнительного директора по Центральной и Восточной Европе «Дойче Банк Франкфурт», а также одного из «конечных» владельцев «Евразийского банка» Александра Машкевича.
Отметим также, что в состав СИИ вошел председатель правления межгосударственного Евразийского банка развития Игорь Финогенов, хотя его вряд ли можно считать здесь самостоятельным игроком.