Тревожное предупреждение для банковского сектора Казахстана пришло из России, где Центробанк сообщил о снижении инфляции. До 6,9 с 7,2% в годовом выражении в феврале снизилась инфляция, по данным Банка России.
И для существенного ее ускорения не наблюдается никаких предпосылок. По официальным прогнозам, рост потребительских цен в России в текущем году составит 6,5-7,5%, причем Владимир Путин намерен в ближайшие несколько лет довести этот показатель до европейского уровня в 3-5%.
В Казахстане к 1 марта в годовом исчислении инфляция составила 7,40%, причем этот показатель в последнее время стабильно растет. Так, на начало февраля годовая инфляция была на отметке 7,30%, тогда как на 1 января — 6,20%. А официальные оценки диапазона роста потребительских цен на текущий год в Казахстане составляют 6—8%, то есть практически совпадают с российскими.
Однако при этом позиции центральных банков двух стран различаются пока диаметрально. В то время как центробанк России идет в ногу со снижающейся инфляцией и с 29 марта в очередной раз снизил свою ставку рефинансирования с 8,5 до 8,25% годовых, стимулируя тем самым кредитование реального сектора и сбивая пыл валютных спекулянтов, наш Нацбанк занял выжидательную позицию и относительно давно держит свою ставку рефинансирования на отметке 7%, вместо того чтобы поднимать ее в борьбе с растущей инфляцией.
Чем ответит г-н Марченко?
Напомним читателям, что обеспечение стабильности потребительских цен путем таргетирования инфляции согласно законодательству является ныне главной задачей Нацбанка, хотя его нынешний глава Григорий Марченко в прошлом году почему-то предпочел сосредоточить свое внимание на обменном курсе национальной валюты к доллару и наведении порядка на рынке обменных операций с наличной валютой.
Впрочем, если верить основным направлениям денежно-кредитной политики Нацбанка на текущий год, то при уровне мировых цен на нефть $70 за баррель его ставка рефинансирования все же вырастет до 8% годовых. И здесь-то, как уже отмечала наша газета, кроется главная опасность для отечественного банковского сектора в условиях Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Ведь если властям соседней страны и вправду удастся добиться снижения инфляции до уровня 3—5%, то вслед за этим центробанк значительно опустит и свою ставку рефинансирования, что неизбежно удешевит кредиты, выдаваемые банками соседней страны ее производителям. В результате последние получат дополнительное конкурентное преимущество в борьбе с казахстанскими компаниями на общем таможенном, а затем и экономическом пространстве наших стран.
Исход этого противостояния будет, естественно, в пользу россиян. Увы, в Нацбанке и в этом вопросе занимают выжидательную позицию, что не раз подчеркивал г-н Марченко в своих выступлениях в СМИ. По его мнению, еще рано оценивать деятельность Таможенного союза, механизм которого реально не заработал, «а бояться просто так, на всякий случай, — бессмысленно» (цитируем по его интервью журналу «Мой бизнес Казахстан»).
Насчет последнего, конечно же, главный банкир прав, однако есть в данном случае одно «но» в виде известных положений утвержденной главой государства концепции развития финансового сектора в посткризисный период об усилении роли Нацбанка как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования.
Так что на вызовы Таможенного союза в финансовой сфере Нацбанк должен готовить ответ уже сегодня, не дожидаясь, пока наши соседи «клюнут» отечественных производителей в самое «темечко».
«Просрочка» давит!
Продолжая знакомить читателей с данными аналитиков АФН о состоянии ведущих банков страны и банковского сектора в целом, на этот раз сообщаем сведения о ситуации с их кредитными портфелями, сложившейся на начало марта.
Напомним, что эта оперативная информация готовится регулятором на основе неконсолидированной и неаудированной отчетности банков, а ухудшающееся качество ссудных портфелей остается главной угрозой для стабилизации дел в этом секторе.
Как следует из сведений АФН, ситуация здесь в феврале продолжала усугубляться, о чем свидетельствует хоть и незначительное, но все же снижение совокупного объема ссудного портфеля банков — на 2,1 млрд тенге, до 9 трлн 555,9 млрд тенге.
При этом у лидирующего по данному показателю «БТА Банка» сокращение составило 2,4%, до 2 трлн 381 млрд тенге, а в абсолютном выражении — 59,6 млрд тенге, а у следующего за ним «Казкома» — 0,7% (15,4 млрд тенге), до 2 трлн 308,7 млрд тенге.
Уменьшился ссудный портфель у занимающего третью позицию «Народного банка Казахстана» — на 0,5% (6,7 млрд тенге), до 1 трлн 221,6 млрд тенге. Не лучше чувствовал себя и «АТФБанк», счастливо избежав ший участи вхождения государства в его капитал, — кредитный портфель этого банка за февраль уменьшился на 1,5%, до 832,1 млрд тенге.
Более оптимистичной выглядит ситуация в «Банке ЦентрКредит», где наблюдался прирост на 1,9%, до 678,7 млрд тенге, и в «Альянс Банке», кредитный портфель которого увеличился сразу на 17,7%, до 587,5 млрд тенге, а в абсолютном выражении — на 88,2 млрд тенге!
«Второй эшелон» возглавляет «Темiр банк», показавший снижение на 0,9%, до 258,1 млрд тенге, а замыкают первую десятку kaspi bank (250,5 млрд тенге, снижение на 0,2%), «Нурбанк» (239,7 млрд тенге, прирост на 0,03%) и «Евразийский банк» (197,4 млрд тенге, сокращение на 2,9%).
По объему кредитов с просрочкой платежей ситуация в банковском секторе продолжала ухудшаться быстрыми темпами и в последний месяц зимы — их совокупный объем увеличился еще на 3,6%, до 3 трлн 334,5 млрд тенге, а в абсолютном выражении — на устрашающие 115 млрд тенге!
Лидирует здесь по-прежнему «БТА Банк», но ему удалось сократить этот показатель за февраль на 4,3% (50 млрд тенге), до 1 трлн 121,4 млрд тенге. Зато идущий вторым «Казком» показал прирост на 4,6% (28,6 млрд тенге), до 645,6 млрд тенге, а расположившийся третьим «Альянс Банк» — на 34,4% (103,8 млрд тенге), до 405,7 млрд тенге!
На 4-е место вышел «АТФБанк», в котором объем кредитов с просрочкой платежей увеличился на 4,5%, до 341,1 млрд тенге, оттеснивший на ступеньку ниже «Народный банк Казахстана», где произошло снижение этого показателя на 2,6%, до 335,3 млрд тенге.
Далее расположились «Темiрбанк» (177 млрд тенге, снижение на 0,6%) и «Банк ЦентрКредит», отличившийся значительным приростом размера кредитов с просрочкой платежей — на 27,4%, до 93,4 млрд тенге. А замкнули первую десятку по этому показателю «Нурбанк» (62,9 млрд тенге, прирост на 11,7%), kaspi bank (55,7 млрд тенге, прирост на 1,6%) и «Евразийский банк» (почти 33 млрд тенге, снижение на 3,8%).
По удельному весу кредитов с просрочкой платежей в ссудном портфеле среди ведущих банков на начало марта лидировал «Альянс Банк» — 69,1% при среднем значении по банковскому сектору 34,9%. Далее следовали «Темiрбанк» (68,6%), «БТА Банк» (47,1%), «АТФБанк» (41%) и «Казком» (почти 28%). А наиболее низкое значение оказалось у «Банка ЦентрКредит» (13,8%) и «Евразийского банка» (16,7%).
Значительно увеличился в феврале у банковского сектора и другой показатель — размер просроченной задолженности по кредитам, включая просроченное вознаграждение. По нему прирост оказался на уровне 8,7%, до 1 трлн 729,8 млрд тенге, а в абсолютном выражении — на 138,8 млрд тенге, то есть почти на $1 млрд!
При этом у идущего впереди по объему «просрочки» «БТА Банка» за последний месяц произошло снижение на 6,5% (37,6 млрд), до 544 млрд тенге, тогда как у расположившегося следом «Казкома» наблюдался прирост на 3,8% (37,7 млрд), до 483,7 млрд тенге, а у занимающего третье место «Альянс Банка» — на устрашающие 64,3%, до 254,1 млрд тенге, в абсолютном выражении — на 99,4 млрд!
Кстати, за счет этого мощного рывка «Альянс» сумел обойти «Народный банк Казахстана», в котором объем «просрочки» увеличился «всего» на 2% (3,5 млрд), до 173,2 млрд тенге.
На 5-й позиции идет «АТФБанк», где этот показатель вырос на четверть (точнее, 24,6%), до 118,5 млрд тенге, в абсолютном выражении — на 23,4 млрд, а далее следуют «Темiрбанк» (48,4 млрд), «Банк ЦентрКредит» (30,3 млрд), «Нурбанк» (25,8 млрд), kaspi bank (18,9 млрд) и замкнувший первую десятку «Казинвестбанк» (8,6 млрд).
По доле «просрочки» в ссудном портфеле среди ведущих банков страны лидером остается «Альянс Банк» (43,3%), за ним расположились «БТА Банк» (22,9%), «Казком» (20,9%), «Темiрбанк» (918,8%), тогда как наименьшие значения показали «Банк ЦентрКредит» (4,5%) и «Евразийский банк» (3,2%).
Камень преткновения
Среди других новостей банковского сектора отметим информацию «Казкоммерцбанка», перечислившего инвесторам 12,2 млн евро в качестве очередного купонного вознаграждения по своим 5-летним международным облигациям, выпущенным в марте 2006 года на 300 млн евро.
А «Банк ЦентрКредит» выплатил купон по своим внутренним облигациям на 101 млн тенге.
Еще одной важной новостью с внутреннего рынка заимствований стало сообщение на биржу «АТФБанка», выступающего представителем держателей инфраструктурных облигаций, выпущенных АО «Досжан темiр жолы» для строительства и эксплуатации железнодорожной линии Шар — Усть-Ка ме ногорск, о том, что АФН подало иск в Специализированный межрайонный экономический суд Алматы с требованием к эмитенту выкупить 8566890 облигаций с последующим блокированием их на счете эмитента.
Кроме того, АФН требует от ДТЖ блокировать еще 6110 облигаций, находящихся на реэмиссионном счете компании. Как поясняют в АТФБ, регулятор пошел на такой шаг из-за несоответствия объема выпущенных облигаций сумме поручительства государства.
Иск АФН был удовлетворен судом в конце января, однако в марте суд второй инстанции рассмотрел апелляционную жалобу, поданную ДТЖ, настаивающей на постепенном частичном выкупе облигаций. Теперь АТФБ, выступивший в качестве свидетеля в судебном процессе, должен представить в письменном виде мнения держателей облигаций по этому поводу, включая оценку возможных негативных последствий в зависимости от того или иного способа выкупа.
Что касается внешних заимствований банков, то по этому поводу представитель рейтингового агентства Stan dard & Poor's Екатерина Трофимова в интервью интернет-порталу Profinance.kz подчеркнула — для этого «камнем преткновения в определенной степени по-прежнему является реструктуризация БТА и «Альянс Банка», а также «Темiрбанка» и «Астаны-Финанс».
Юридически это не увязано с возможностью других банков получать иностранные заимствования, но это является психологически сдерживающим фактором для многих иностранных инвесторов».
Более того, «серьезное недовольство, вызванное дефолтом таких крупных казахстанских эмитентов, оказывает негативное влияние на предложение и цену предлагаемых ресурсов». Тем не менее она ожидает, что в ближайшие полтора-два года «произойдут отдельные иностранные заимствования даже со стороны казахстанских банков. Прежде всего это будет происходить в форме двухсторонних кредитов и, возможно, синдицированных займов, хотя не исключаю возможности точечных выпусков еврооблигаций».
В любом случае «объемы заимствований будут значительно отставать от предкризисных уровней и в ближайшее время, возможно, даже не будут компенсировать текущие выплаты по иностранным обязательствам. И вряд ли данный приток ресурсов в той временной перспективе, которую я очертила, сможет серьезно изменить ситуацию и расстановку сил в банковском бизнесе или дать какой-то принципиально новый толчок роста».
Памятуя об угрозе Григория Марченко в адрес Лондонского Сити увести казахстанских заемщиков на биржу Гонконга, наши коллеги поинтересовались мнением г-жи Трофимовой и на этот счет. По ее мнению, «ряд крупнейших компаний и банков региона СНГ демонстрирует интерес к азиатским биржевым площадкам, но лишь единицы проводят листинг в данный момент».
Кроме того, «большинство финструктур Казахстана и стран СНГ очень осторожно оценивают ближайшие перспективы роста, пытаясь оптимизировать собственную деятельность и покрыть понесенные потери с помощью накопленных ресурсов, текущих доходов и взносов акционеров, а не привлечением нового капитала с открытых рынков».
Процесс идет
Вернемся к делам банков второго уровня. Акционеры дочернего «Сбербанка России» встретятся на годовом общем собрании 27 апреля в его головном офисе в Алматы с тем, чтобы утвердить финансовую отчетность за прошлый год, порядок распределения чистого дохода и размер дивиденда в расчете на одну простую акцию.
Для семейного клана Асаубаевых, ныне известного в качестве владельцев «Кредит Алтын Банка», наверняка не слишком приятной оказалась весть о том, что принадлежавшая им ранее золотодобывающая KazakhGold сообщила об ошибках в финансовой отчетности за 2008 год, допущенных ее прежним руководством.
Выручка и дебиторский баланс оказались завышены на $36 млн, оценка основных фондов и расходов на разведку — на $157 млн, а капитализация расходов по займам — на $7 млн, и теперь новому владельцу KazakhGold, коим выступает российская «Полюс Золото», придется восстанавливать фактические показатели и производственную документацию своего приобретения.
А внимание аналитиков привлекла публикация группой ENRC, «конечным» владельцам которой принадлежит и «Евразийский банк», предварительных итогов деятельности за прошлый год. Выручка компании, как следует из ее презентации по этому поводу, снизилась на 44%, чистая прибыль — на 60%. Кстати, в этой презентации можно найти также и размер прибыли, полученной группой от февральской девальвации тенге в прошлом году, — она составила $210 млн.
В завершение обзора заметим, что первая неделя после введения Нацбанком повышенных требований к владельцам небанковских обменных пунктов по размеру капитала прошла без каких-либо эксцессов.
По всей видимости, в данном случае позиция Нацбанка все же выглядит либеральнее намерения Банка России (центробанка), планирующего уже с осени нынешнего года свести на нет небанковский обменный бизнес в соседней стране. А зампредседателя Нацбанка Данияр Акишев в своем комментарии в газете «Бизнес & Власть» даже заявил, что соответствующее постановление вообще не содержит ужесточающих норм!
В качестве аргумента г-н Акишев сослался на сокращенные сроки регистрации обменных пунктов — с 15 до 10 рабочих дней, сниженные требования к опыту работы кассиров (с года до 6 месяцев), подготовкой которых разрешено заниматься теперь не только банкам, но и специализированным организациям. А в случае перерегистрации обменного пункта отменено требование о предоставлении его владельцами всего перечня документов.
Из пояснений г-на Акишева стало понятно, что пока Нацбанк не воспользовался своим правом устанавливать маржу для обменных пунктов, но если это произойдет, то для сведения клиентов им придется размещать необходимую информацию в «удобном для просмотра месте».
Сумму минимума в 5 миллионов тенге для Алматы, Астаны и других крупных городов г-н Акишев считает вполне обоснованной, тем более что «многие обменные пункты уже сегодня дотягивают до этой планки».
Правда, будущее небанковского обменного бизнеса в нашей стране пока представляется весьма туманным. Ведь не зря же зампред отметил, что, «по нашей информации, небанковские юридические лица имеют право заниматься обменными операциями только в некоторых странах СНГ, в том числе и в Казахстане».
Заметим, что...
«Альянс» намерен разработать план по привлечению внешних займов, сказал на пресс-конференции во вторник глава банка Максат Кабашев. Интересно, будут ли инвесторы кредитовать «Альянс», ведь банк под угрозой банкротства вынудил прежних кредиторов списать более $3 млрд долга?
Миноритариям досталось 33%
«Альянс Банк» объявил о завершении реструктуризации задолженности
Согласно пресс-релизу, госфонд «Самрук-Казына» произвел докапитализацию «Альянс Банка» на 129 млрд тенге путем приобретения вновь выпущенных простых акций на сумму 24 млрд тенге и конвертации права требования по облигациям в привилегированные акции на сумму 105 млрд тенге.
По итогам реструктуризации задолженности и докапитализации банк в целом был докапитализирован на 547,9 млрд тенге, и его регуляторный собственный капитал составляет порядка 50 млрд тенге, что соответствует пруденциальным требованиям.
Объем долга в результате реструктуризации сократился примерно с $4,5 млрд (включая начисленные проценты) до $1,080 млрд, в том числе $850 млн составил старший долг по евробондам, $85 млн — реальное торговое финансирование, $145 млн — субординированные 20-летние облигации.
В результате всех мероприятий реструктуризации акции банка распределились в пропорции 67% у фонда «Самрук-Казына» к 33% акций у кредиторов. 33% акций банка распределены между более чем 2 тысячами миноритарными акционерами, ни один из которых не имеет доли более 3% акций.
Сроки займов удлинились до 7—20 лет, при этом обслуживание основного долга начнется не ранее чем через 4 года.
«Услуги обменных пунктов — это только вид финансового посредничества, который не приносит никакой очевидной пользы экономике Казахстана», — считает зампред Нацбанка Данияр Акишев. Не исключено, что в будущем от услуг небанковских обменных пунктов в Казахстане вообще откажутся.
Источник: Газета "Голос Республики" №12 (143) от 02 апреля 2010 года