Активное наращивание госдолга в перспективе может привести к дефолту государства, заявил в интервью «Республике» директор Института развития Казахстана Магбат Спанов.
Активное наращивание госдолга в перспективе может привести к дефолту государства, заявил в интервью «Республике» директор Института развития Казахстана Магбат Спанов.
По его мнению, это наихудший вариант развития событий. А чтобы не довести экономику Казахстана до подобного состояния, необходимо не только менять приоритеты развития экономики, но и назначать на ключевые посты ответственных людей, которые думают не только о кресле и политических амбициях, но и о населении страны.
За последние год-полтора Казахстан активно проводит политику по привлечению заемных средств и добился на этом поприще значительных результатов. Только за первые шесть месяцев этого года и только от Китая правительство привлекло почти $5 млрд. В то же время Министерство финансов недавно получило кредит от Азиатского банка развития на сумму $500 млн для покрытия дефицита бюджета. Однако Минфин не собирается останавливаться на достигнутом и намерен уже в следующем году выйти на внешние рынки капитала для привлечения еще $500 млн. Причем такую же сумму планирует «поднять» государственный Банк развития Казахстана.
Какими последствиями грозит Казахстану активное наращивание долга государством и подконтрольными ему компаниями? С этим и другими вопросами мы обратились к нашему постоянному эксперту экономисту Магбату Спанову.
Красиво жить не запретишь
- Магбат Уарысбекович, насколько оправданно наращивание государством внешних долгов для покрытия дефицита бюджета, когда в стране не исчерпаны все источники финансирования?
- Я считаю, что эти заимствования окончательно показывают, что правительство не умеет работать и не умеет жить по средствам. Фактически в 2007—2009 годах в экономику закачали 20 млрд долларов, но результата — нет! Страна не производит продукцию с высокой добавочной стоимостью. Страна только потребляет. И мы, к сожалению, не смогли использовать кризис для переструктуризации экономики и повернуть ментальность населения в другую сторону. И здесь, конечно, вина кабмина.
- Но зачем Казахстану влезать в долги, когда в Нацфонде сегодня, по информации Минфина, сконцентрировано более 26 млрд долларов?! Или они только на бумаге?
- Тут можно только домысливать, сколько денег в Нацфонде. Потому что руководители страны заявляют одно, но сколько на самом деле — непонятно. Пока консолидированного отчета, заверенного известными аудиторскими компаниями, нет. Поэтому можно говорить, что и $50 млн, можно говорить $100 млн или вообще ничего нет. Как угодно заявлять и только предлагать верить на слово, сколько в нем денег.
По большому счету, средства Нацфонда не предполагалось тратить на сокращение дефицита бюджета, но когда нам говорят, что у нас лучшая антикризисная программа, и при этом 20 млрд долларов, потраченных на нее, даже не дают положительной динамики ВВП — то о чем говорить?!
Экономика победила политику
- А какие могут быть негативные последствия, если государство будет активно занимать на внешних рынках?
- Есть такое выражение: «Тратишь чужие — отдаешь свои». В случае активной накачки госдолга будет идти постоянный рост процентов, в то время как страна еще не пришла в себя от значительных внешних заимствований банковской системы. При этом на первый план сейчас выходят иностранные обязательства нефтегазового сектора, с которыми тоже могут возникнуть проблемы. И если государство начнет активно наращивать госдолг, последствия для экономики и населения страны могут быть крайне негативными.
Есть два аспекта госдолга: внешний и внутренний. Страна не может найти средства, чтобы сбалансированно покрывать внутренний долг. В результате увеличивается выпуск денег и происходит рост денежной массы, поднимаются налоги и другие фискальные платежи. И если мы перейдем баланс и будем стремительно увеличивать внешний долг, то я думаю, что в перспективе страна может оказаться на грани банкротства.
- Но ведь еще весной этого года президент Нурсултан Назарбаев уверял, что Казахстан не будет занимать средств для борьбы с кризисом ни у МВФ, ни у других международных финансовых институтов. Однако Минфин уже привлек для покрытия дефицита бюджета $500 млн у Азиатского банка развития и не собирается останавливаться на достигнутом...
- Высказывание президента по этому поводу я хорошо помню. Оно вселяло уверенность в том, что в стране есть определенные резервы для решения тех или иных проблем. Но ведь то, что сейчас происходит в экономике, не поддается политическому давлению. Экономика — объективна. Она поддается большему влиянию со стороны мировой экономики и внутренних экономических процессов. А чисто политические заявления здесь, к сожалению, не проходят.
- Получается, нынешние чиновники не могут эффективно управлять экономическими процессами?
- Профессионально не могут. Это видно по их действиям и даже заявлениям. Например, я просто поразился высказыванию вице-премьера Шукеева, когда он заявил примерно то, что в стране предсказывали социальные протесты, но, мол, этого нет. Извините, когда пенсионеры выходят к резиденции президента, или блокируется работа ДВД, или появляется куча дольщиков, ипотечников, которые, кроме социальных и экономических требований, уже предъявляют политические, — это как называется? Совершенно неадекватная оценка происходящего в стране со стороны чиновников.
Дурной пример заразителен?
- Давайте все же вернемся к теме госдолга. Существует ли риск того, что активное увеличение государством внешних заимствований может привести в перспективе к неплатежеспособности государства по внешним обязательствам? Ведь существует множество примеров, когда чрезмерное надувание госдолга приводило к дефолту — взять хотя бы историю ряда государств Латинской Америки в 80—90 годах прошлого столетия и России в 1998 году.
- Конечно, наиболее худший вариант, если государство последует их примеру. Тогда можно будет сказать, что главным итогом экономических и политических реформ, проводившихся на протяжении последних двадцати лет, стали крах и банкротство экономической политики независимого Казахстана. Но надеюсь, что этого не произойдет, хотя я полностью не исключаю наихудший вариант развития событий. Вполне возможно, что в результате неэффективного экономического и политического управления страна может оказаться на грани дефолта.
- Но что необходимо сделать, чтобы не допустить наихудшего варианта развития событий?
- Необходимо менять приоритеты развития экономики и на должность руководителей страны назначать ответственных людей, которые думают не только о кресле и каких-то политических амбициях, но и в целом о населении Казахстана. А то, что дефолт вполне вероятен, — это показывает и опыт многих стран, которые были достаточно успешны, но в результате неэффективного экономического и политического управления откатывалась на много-много десятилетий назад.
Республика