Премьеры России, Казахстана и Белоруссии прокомментировали «Известиям» работу по формированию нового экономического объединения
Главы правительств России, Белоруссии и Казахстана документально закрепили намерение создать Евразийский экономический союз, подписав соответствующую декларацию. Отвечая на вопрос «Известий», Владимир Путин заявил, что ЕЭС может быть запущен уже в 2015 году при условии, что работа по его созданию будет идти так же интенсивно, как и в случае с Таможенным союзом.
- По ходу работы придется принимать большое количество нормативных документов, вносить изменения в действующее законодательство, - рассказал «Известиям» Путин.
Он пояснил, что в рамках нового объединения стороны продолжат более глубокую интеграцию, в том числе работа будет вестись и по облегчению визового режима. Однако страны не хотят повторять ошибки своих предшественников, интегрировавшихся чересчур тесно.
Премьеры тут же провели параллели с Европейским союзом, который сейчас переживает не лучшие времена. Премьер Казахстана Карим Масимов заявил «Известиям», что по опыту ЕС видно, что не стоит забегать вперед и брать на себя обязательства, которые нельзя выполнить.
- Если не можем выполнить какие-то условия, мы честно говорим об этом, - признался казахский премьер. - Поэтому вопрос о единой валюте сегодня в повестке дня не стоит. Надо хорошо и тщательно подготовиться, чтобы не было недоразумений.
Однако за будущее рубля Путин спокоен. Он заявил, что сейчас безналичный расчет с Белоруссией осуществляется в рублях. Мало того, теперь и Украина поставила вопрос о более широком применении российской валюты во взаимных расчетах.
- Общая валюта должна произрасти на разрыхленной и подготовленной экономической почве, - ответил Путин, отвечая на вопрос "Известий". – Мы в целом к этому готовы, но чтобы не складывалась ситуация, как в еврозоне.
Премьер пояснил, что речь идет о возможности выхода некоторых стран из зоны евро. Для Евразийского экономического союза он считает такую практику неприемлемой.
Еще одной темой встречи в Санкт-Петербурге стало расширение Таможенного союза за счет Киргизии. Следующим шагом может быть вступление в организацию Таджикистана. Поскольку эта страна не имеет общей границы со странами ТС, Душанбе придется подождать, пока Бишкек окончательно вступит в организацию.
Масимов отметил, что для Казахстана вопрос присоединения Киргизии очень чувствительный.
- Мы вынуждены были, как страна ТС построить полноценную границу с Киргизией, где ее никогда не было. Теперь киргизские компании страдают и предъявляют претензии, - сказал он «Известиям».
Зашла речь и об Украине. Путин подчеркнул, что это суверенный выбор украинского народа, но с прагматической точки зрения Киеву выгодно присоединиться к таможенной «тройке».
- Если Украина на каком-то этапе развития, взяв в руки карандаш и избавившись от политических фобий, придет к выводу, что это целесообразно, то мы готовы начать прямой диалог, - заявил Путин.
Глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович, в свою очередь, подчеркнул, что все страны, которые желают присоединиться к ТС и ЕЭП, должны соблюдать единые правила, как об этом и написал глава страны Александр Лукашенко на страницах «Известий».
Кстати, ответ белорусского лидера на программную статью Путина об интеграции на постсоветском пространстве не раз упоминали в ходе саммита. Российский премьер рассказал, что читал ответ Лукашенко и согласился с его тезисами и предложениями. Особенно Путина порадовала трансформация религиозных взглядов его давнего партнера.
- Меня порадовала некоторая трансформация мировоззрения Лукашенко. Я знаю его, как убежденного атеиста, а он там на библию ссылается, - сказал Путин. – Это означает, что сближение наших стран идет не только в экономике, но и в духовной сфере.
И тут же Путин сообщил, что руководство «Газпрома» закончило переговоры по газу. Со следующего года Минск будет получать российские энергоносители по новой цене. Эта цена - с учетом так называемой «интеграционной скидки».
Но, впрочем, долго это продолжаться не может. Российский премьер пообещал, что стороны будут стремиться к равнодоходным ценам, поэтому стоимость газа для соседа будут постепенно повышаться. Окончательно вопрос решится на встрече президентов двух стран.
www.izvestia.ru