Как известно, в июне 2013 года в отечественной прессе была опубликована информация о численности лиц, владеющих наиболее крупными офшорами в Казахстане. Список был представлен Международным консорциумом журналистов-расследователей (International Consortium of Investigative Journalists, ICIJ), созданном в 1997 году. Подобная организация или сеть журналистов была образована для решения таких глобальных проблем, как международная преступность, коррупция и ответственность власти.
В печати сообщалось, что этой организации удалось получить доступ к информации более чем в 120 тысяче компаний и трастов, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, в Сингапуре, Гонконге и на островах Кука.
Столь обширные данные о деятельности офшоров (Offshore Leaks Database) расширили возможности исследования таких аспектов, как происхождение, принадлежности, операции и связи значительного числа регионов. Секретный список, ставший доступным для общественных организаций и государственных институтов, существенно увеличил негативные данные, свидетельствующие о росте отставок и увольнений в Великобритании, расследований во многих других государствах, в частности, в Израиле, а также намерений стран "Большой восьмерки" ужесточить борьбу с теми, кто избегает уплаты налогов. Это позволило получить многочисленную информацию: где и по какому адресу вКазахстане проживает владелец, как называется его офшорная компания, с какими фирмами он сотрудничает и связан.
Компания ICIJ особо отметила, что среди указанных в списке владельцев офшоров присутствуют собственники разных капиталов, возможно, действуют и те, кто не стремится к утаиванию своего имущества.
Несмотря на то, что многие казахстанские компании не желают афишировать свою деловую активность за пределами РК, тем не менее государство уже входит в первую десятку стран мира, лидирующую по выводу денежных средств в офшоры.
Ряд зарубежных компаний увеличивает долю в экономике Казахстана, приобретая акции предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах, а также за счет предоставления миллиардных льготных кредитов. Так, на долю Нидерландов, активно участвующих в инвестировании, включая нефтяную отрасль, приходится 27% всех иностранных капиталовложений, что составляет $49 млрд. В реальности это капиталы китайских компаний, которые, не афишируя свою деятельность, входят в компании Казахстана через государство, где гарантирована секретность управляющих трастов. Учитывая имеющиеся трудности выявления реальных инвесторов, в последние годы Нидерланды фактически стали "офшорным раем".
Некоторые информационные источники сообщают, что китайские компании, стремясь проникнуть на территорию РК через другую страну, делают все для достижения этой цели, в частности, используют крупные кредиты с низкой процентной ставкой и льготным периодом погашения или обеспечивают их списание в обмен на долю в крупном месторождении, т.е. применяют различные методы, ускоряющие влияние КНР на казахстанскую экономику.
Сравнительно недавно Китайский энергетический гигант CNPC за $5 млрд приобрел 8,33% стоимости проекта освоения нефтяного месторождения Кашаган, что в ближайшее время позволит Казахстану войти в число десяти ведущих нефтяных держав, а Поднебесной – добиться очередного этапа экспансии в энергетику Азиатского региона. Это один из примеров активного использования офшорного механизма между странами.
Подобные взаимоотношения между лицами или компаниями распространены во многих государствах, в законодательстве которых заложены определенные налоговые льготы для офшоров, что обеспечивает им немалые преимущества. В их числе: возможность открыть банковские счета на счетах других более надежных государств; сократить объемы налоговых ставок, документооборот и финансовые потоки; обеспечить высокий уровень их надежности. В офшорной зоне упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидентов, при котором уплачивается чисто символическая сумма (так, в Панаме необязательно указывать учредителей компании, незначительный сбор выплачивается и при ежегодной перерегистрации); по заниженным ставкам нерезиденты оплачивают налоги с прибыли и подоходный налог с физических лиц; гарантируется конфиденциальность деятельности подобных фирм, освобождающихся от государственного валютного контроля.
Офшорный режим позволяет компаниям не только применять налоговые льготы, но и получить определенную свободу при ведении бухгалтерской отчетности, практически полном отсутствии валютного контроля, анонимной регистрации участников, использовании номинальных акционеров, проведении операций с резидентами в любой иностранной валюте, списании затрат на месте, а также секретность в осуществлении финансовых операций. Наиболее важным условием офшорной деятельности выступает высокая степень конфиденциальности, частный характер ведения бизнеса. Необходимо учитывать, что далеко не все аналогичные компании оказываются в числе честных и порядочных, значительное их количество пополняет ряды офшоров, утаивающих свои капиталы.
Несмотря на многолетнее противостояние многих организаций мирового сообщества с офшорными, по мнению экспертов, бизнес сохраняет основные инструменты, используемые при налогообложении национальных компаний и частных юридических лиц, занимающихся международным бизнесом. Для защиты этого вида деятельности в пределах офшорной зоны создаются запреты на любой вид подобных процессов.
Специалисты называют офшоры "черными дырами" мировой экономики. С 1970-го по 2010 год наиболее обеспеченные граждане мира аккумулировали на незадекларированных офшорных счетах от $7,3 трлн до $9,3 трлн. Деньги выводились с целью проведения краткосрочных спекуляций, диверсификации активов, защиты средств от политических рисков, а также для того, чтобы спрятать от налоговиков доходы от преступной деятельности. Крупнейшая международная организация Tax Justice Network (TJN), занимающаяся независимыми расследованиями в сфере офшорных юрисдикций, уклонения от уплаты налогов, обнаружила, что на банковских счетах в офшорных компаниях находится от $21 трлн до $32 трлн. Ее крайне обеспокоило, что даже без таких крупнейших нефинансовых активов, как яхты, особняки, дворцы, замки, многочисленные предметы роскоши и произведения искусства, соответствующие примерно десятой части всего объема мирового богатства, оцениваемого швейцарским банком Credit Suisse в $231 трлн (по состоянию на середину 2011 года), даже минимальная стоимость в $21 трлн эквивалентна суммарному ВВП США и Японии.
Одним из основных показателей, свидетельствующих о состоянии офшорных компаний и стран, является налоговая система. По данным компании TJN, в настоящее время основным налоговым убежищем мира выступает Швейцария, которая по сравнению с другими странами неохотно раскрывает данные, привлекая к этому средства многих налогоплательщиков. В рейтинге финансовой непрозрачности, опубликованном в 2012 году, следуют Каймановы острова, Люксембург, Гонконг, США, остров Джерси, Япония, Германия и Бахрейн. В список офшоров попали практически все развитые страны: США, Германия, Япония, Швейцария и Великобритания. Среди офшоров, расположенных на периферии мирового хозяйства, указаны Каймановы острова, Тринидад и Тобаго и другие островные государства Карибского бассейна.
Значительные финансовые услуги офшорным компаниям оказывают банки, их финансовые посредники и консультанты. Для оказания подобных услуг многие крупные банки еще в конце прошлого века сформировали подразделения, получившие название private banking. В перемещении денежных капиталов в офшоры лидируют Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Гонконг, Токио. Этими процессами пользуются США и Великобритания, причем Великобритания в течение нескольких веков обладает такими офшорными зонами, как территории Гернси, Джерси и остров Мэн. Американские ТНК – наиболее действенные (после английских предприятий) пользователи услуг офшоров. Из 100 крупнейших корпораций США 83 обладают дочерними компаниями в офшорных зонах.
Аналитики обратили особое внимание, что глобальное теневое состояние экономики принадлежит не более чем десяти миллионам человек. Из общего объема средств в $9,8 трлн, находящихся на офшорных счетах, ими располагают менее 92 тысяч человек.
В Азиатском регионе офшорные центры располагаются на островах и архипелагах, обладающих выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров. Возникшие в 1970-е годы, они действуют в городах Бахрейне, Гонконге, Малайзии (остров Лабуан), Сингапуре и Океании (Западное Самоа, Науру, Вануату, острова Кука). Наиболее динамично они развиваются на острове Вануату, где зарегистрировано свыше 1500 компаний и более 60 банков, что обеспечивает республике треть ее валютных поступлений. С 1969 года крупнейшим мировым финансовым центром становится Гонконг (Сянган). В Латинской Америке в последние годы действует не менее 15 офшорных центров, значительная часть которых расположена в странах Карибского бассейна. Центрами международного офшорного бизнеса выступают Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Республика Панама, Каймановы острова, Сент-Винсент и Гренадины, Федерация Сент-Китс и Невис.
В любых условиях офшорный бизнес стремится сохранить свою способность быть востребованным инструментом. Тем не менее, несмотря на многие положительные стороны во многих странах и регионах, на международном уровне он проявляет криминальные, преступные действия, направленные на присвоение финансовых средств. Подобные операции этих компаний, не всегда достигающие необходимой для страны результативности, сопровождаются вывозом капитала, легализацией преступных доходов. К сожалению, подобные факты либо не обнаруживаются, либо их находят значительно позднее налоговые органы.
Жесткую позицию к офшорным зонам занимают многие страны, в том числе США и Великобритания, внесшие ряд поправок в законы офшорных зон, касающихся прежде всего анонимности. По мнению специалистов, подобный бизнес для ряда государств обеспечивает лишь перелив капиталов. В условиях нарастающих финансовых потоков осуществлять контроль за ними становится все сложнее.
В каждой стране сложилась своя система подобного бизнеса. В Казахстане, как отмечается в TJN, с 1990 года на офшорных счетах было собрано не менее $138 млрд. По выводу денег в офшоры республика входит в десятку государств. Эти средства, как отмечают специалисты, уже не вернутся в страну. В 2011 году в РК значительные капиталы были размещены в так называемых "офшорных гаванях".
Значительные объемы скрытых капиталов обнаружены в офшорной зоне Британских Виргинских островов. В последнее время осуществляется широкомасштабная проверка компаний, банковских счетов и денежных операций. Не вызывает сомнений, что капитал казахстанцев в морском шельфе присутствует. Их скрытые владельцы или аффилированные с ними юридические и физические лица представляют в основном нефтегазовую, горнодобывающую и металлургическую отрасли, банковский сегмент и в малой степени – несырьевой сектор.
Антикоррупционные компании считают, что офшорные тайны подрывают закон и порядок в государствах, вынуждают население платить высокие налоги для компенсации тех средств, что "исчезают в море". Как показали исследования, трансграничные потоки глобальных доходов от финансовых преступлений ежегодно составляют в сумме от $1 трлн до $1,6 трлн.
Как отмечалось, в Казахстане офшорный бизнес достаточно развит, однако об этом вслух предпочитают не говорить. Так, в сентябре 2013 года в отечественной печати было отмечено, что "доля вовлеченности казахстанского бизнеса в офшорные операции очень высока. Там работает и госсектор. Вопросы взаимодействия с офшорными юрисдикциями в правительственных структурах почти никогда не обсуждаются публично. Здесь у нас огромная "черная дыра".
Подобная "дыра" постепенно образовалась для стран, участвующих в Таможенном союзе. Без особого афиширования была открыта сфера теневого бизнеса, обладающая значительным сходством с офшорным бизнесом, когда компании этих стран перечисляли финансовые ресурсы за товары, поставляемые из одной страны в другую. При этом деньги фактически "уходили на счета в дальнее зарубежье, и никаких товаров не поступало. Проконтролировать это невозможно, поскольку внутри Таможенного союза нет границ для перемещения грузов между странами" (http://vmeste.com.kz).
Алида АШИМБАЕВА, д.э.н., профессор,
22 ноября 2013
Панорама