Уже более десяти лет Китай все больше и больше сотрудничает с Центральной Азией, начав с приобретения Пекином энергетической инфраструктуры на западе Казахстана недалеко от Каспийского моря.
Впервые эта стратегия принесла свои плоды в 1998 году после подписания соглашения об открытии нефтепровода "Казахстан-Китай".
Сейчас нефтепровод функционирует, несмотря на тот факт, что для начала первой стадии строительства потребовалось четыре года, поскольку казахстанцы были обеспокоены тем, что китайские рабочие, которые приехали в Казахстан для строительства трубопровода, могут остаться после завершения строительства. Постепенно трубопровод был расширен к западу через Казахстан и, вероятно, достигнет Западного Китая.
С тех пор на первом плане оказался природный газ, поскольку сотрудничество Китая достигло Туркменистана, и, возможно, достигнет Узбекистана в будущем. В начале этого месяца глава Национальной энергетической корпорации Китая Лью Тьенань побывал в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Он посетил Туркменистан в качестве руководителя китайской делегации на первую встречу двусторонней межправительственной подкомиссии по энергетическому сотрудничеству. Несмотря на то, что стороны обсудили только вопрос о необходимости институционализации двусторонних отношений в энергетическом секторе, СМИ в Ашгабате писали о том, что китайцы не столь заинтересованы обучением туркменских рабочих, как хотел бы этого президент Гурбангулы Бердымухамедов.
После поездки Лью в Узбекистан туда направилась другая китайская делегация во главе с председателем парламента Ву Банго. Воспользовавшись случаем, Ву призвал к расширению сотрудничества между двумя странами в рамках многосторонних форумов, а также парламентских организаций и ШОС, а также подписал соглашения с президентом сената Узбекистана Ильгизаром Сабировым по внедрению соглашений по экономическому и торговому сотрудничеству, а также по межпарламентскому сотрудничеству.
После визита Ву в Ташкент в апреле Пекин посетил президент Узбекистана Ислам Каримов. В ходе его визита предыдущие соглашения были подписаны на уровне глав государств. В результате были подписаны инвестиционные проекты на сумму в 5 млрд. долларов США, в частности в области газовой и нефтехимической промышленности, а также по вопросу передачи технологий из Китая. Ву не побывал в Туркменистане, однако он посетил Казахстан. До этого в рамках своего тура по четырем странам он посетил Россию и Беларусь.
Газопровод "Туркменистан-Китай" пролегает через Узбекистан, который также является важным производителем газа, но в прошлом экспортировал относительно небольшой объем ввиду большого спроса со стороны многочисленного населения. По некоторой информации, во время визита Ву Узбекистан и Китай вели переговоры по экспорту узбекского газа начиная с 2012 года, а соглашение, возможно, будет подписано в декабре.
Трудно сказать, будет ли это простой меморандум о взаимопонимании или детальными планами по реализации двусторонних инвестиционных соглашений. Возможно, эти планы создадут основу для переговоров между странами по поводу разработки и реализации проекта. Экспортный рынок Ташкента зависит от "Газпрома", и страна нуждается в других покупателях.
Как сообщало агентство "Синьхуа", после своего возвращения в Пекин Лью особенно подчеркнул планы своего правительства по ускорению строительства трубопроводов в Казахстане. В частности, он выделил участок газопровода "Китай-Казахстан" "Бейнеу-Шымкент", а также казахскую часть газопровода "Туркменистан-Китай". Как мы писали три года назад, газопровод "Казахстан-Китай" будет поставлять газ и для Южного Казахстана.
Ву принял участие в церемонии открытия второй стадии строительства газопровода "Казахстан-Китай", которая состоялась в городе Туркестан. Также в церемонии открытия приняли участие глава национальной монополии "КазМунайГаз" Каыргелди Кабылдин и министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев, представители местной администрации и представители китайских компаний "CNPC" и "PetroChina".
Протяженность трубопровода составляет 1475 км из Бейнау в западной области Мангистау в Шымкент, где он соединиться с газопроводом из Туркменистана, который уже проходит через Узбекистан и Казахстан в Синьцзян на западе Китая. Оттуда газ будет поступать на побережье через внутренний китайский трубопровод "Запад-Восток".
Пропускная способность трубопровода "Бейнау-Шымкент" составляет 10 млрд. кубометров в год, и позже она может достичь 15 млрд. кубометров. Этот трубопровод освободит Южный Казахстан, где самый высокий показатель прироста населения в стране, от необходимости импортировать газ (в основном из Узбекистана). Поскольку объем газа, производимого в Бейнау, увеличится, некоторая его часть будет отправляться в Китай через второй сегмент трубопровода "Туркменистан-Китай", строительство которого уже началось.
Роберт Катлер
"Asia Times", 29 сентября 2011 года
Перевод – "InoZpress.kg"