Падение курса российской валюты вызывает определенную тревогу и опасения среди рядовых казахстанцев. Среди населения есть девальвационные ожидания. Опрошенные Азаттыком эксперты считают, что в ближайшей повестке вопрос девальвации не стоит.
Структуры экономик России и Казахстана во многом схожи. Более того, экономики двух стран интегрированы в рамках Таможенного союза, который с 2015 года, как ожидается, будет трансформирован в Евразийский экономический союз.
Некоторые казахстанские экономисты и финансисты прокомментировали Азаттыку текущую ситуацию и дали свои прогнозы относительно перспектив казахстанской валюты на ближайшее будущее.
Олжас Худайбергенов, исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана:
Рекордное падение рубля приводит к разбалансировке всей финансовой системы. На днях российским Цетробанком была повышена ключевая ставка, из-за которой будут увеличены процентные ставки по ранее выданным кредитам до 25-30 процентов. То есть рентабельность обрабатывающей промышленности снизится практически до нуля. Практически прекратилось межбанковское кредитование, что повышает вероятность банкротства ряда банков. В совокупности всё это приведет к снижению промышленного производства. Что касается влияния на Казахстан, то за все годы сложилась ситуация, что импорт из России в Казахстан превышает экспорт Казахстана в Россию в три раза.
Например, в прошлом году импорт составил 18 миллиардов долларов, а экспорт - шесть миллиардов, то есть отрицательное сальдо достигло 12 миллиардов, тогда как еще в 2010 году оно было в два раза меньше. В конце 2013 года российская экономика вошла в рецессию, что ярко проявилось в этом году, из-за чего импорт и экспорт между Казахстаном и Россией упали на 20 процентов, что приведет к снижению отрицательного сальдо до девяти миллиардов. На следующий год ожидается не вялотекущая рецессия, а достаточно сильный спад экономики, из-за чего российский импорт, скорее всего, продолжит падать. А, значит, снизится и отрицательное сальдо. Фактически трудности в России снижают отток капитала из Казахстана, что облегчает ситуацию в нашей экономике.
Относительно ожиданий населения. Сейчас обстоятельства сложились так, что девальвация не решит сложившиеся проблемы, а усугубит их. При этом в следующем году будут два политических события. Одно точно – это празднование 550-летия казахской государственности, а второе, возможно, – это выборы. И, наконец, внешняя макроэкономическая картина, скорее всего, сохранится в течение трех лет, а значит, нужны решения среднесрочного масштаба, вместо того, чтобы каждый год делать девальвацию. Я лично против девальвации, и, надеюсь, что будет принято мягкое решение, которое позволит обнулить девальвационные ожидания, при этом решить текущие проблемы.
Талгат Камаров, председатель правления инвестиционной компании «Сентрас Секьюритиз»:
Ослабление рубля и повышенная волатильность означает, что у казахстанцев с одной стороны появилась возможность покупать подешевевшие товары, автомобили и недвижимость в России. Это касается тех, кто живет в северных приграничных районах, что сейчас и наблюдается. Для тех, кто живет в Байконуре, там очень интересный экономический эффект. Там наши товары и услуги представлены на прилавках Байконура и они, соответственно, в рублевом выражении резко дорожают.
Для жителей это такой шок, люди там не могут на свою зарплату приобретать товары в прежних объемах. Что касается экспортно-импортных крупных операций, то для импортеров падение курса рубля выгодно, для тех, кто осуществляет реализацию российских товаров здесь. И, наоборот, те, кто занимается экспортом товаров, сталкиваются с проблемой реализации.
Что касается разговоров о девальвации, то она может произойти в случае, если значительно снизятся доходы государственного бюджета. 70 процентов поступлений в бюджет обеспечиваются экспортом нефти. Нефть мы экспортируем не столько в Россию, сколько в другие страны. Поэтому если цена на нефть будет значительно снижаться, тогда правительство может прийти к решению о девальвации тенге. Сейчас выделяются большие средства из Национального фонда для реализации инфраструктурных проектов. Учитывая эти факторы, я не думаю, что на ближайшей повестке дня стоит вопрос о девальвации.
Меруерт Махмутова, экономист, директор Центра анализа общественных проблем:
Самые очевидные последствия обрушения рубля: рост цен на все продовольственные и непродовольственные товары в России и, соответственно, вывоз товаров из Казахстана. Раскручивание инфляции в России означает импорт инфляции к нам из России. Существующий дефицит наличной валюты в России грозит вывозом ее из Казахстана. Кроме того, существует давление на курс тенге. Из чего следует закономерный вопрос: а как долго Национальный банк республики сможет удерживать курс и во сколько это обойдется стране? Чтобы минимизировать все эти негативные последствия необходимо, на мой взгляд, восстанавливать таможенные границы.
Девальвация становится неизбежной в условиях обрушения рубля. Но 2014 финансовый год фактически закончился, и проблем с бюджетными доходами сегодня нет, так как в среднем цены на нефть были высокими. На мой взгляд, девальвация станет одним из инструментов для пополнения доходов бюджета в следующем году.
Радио Азаттык