Страны — экспортеры сырья во всем мире сейчас сталкиваются с проблемами, и экономика Казахстана также начинает страдать.
Ориентация экономики Казахстана на сырьевой экспорт привела страну к экономическому росту в течение почти полутора десятилетий. Однако сейчас за это, возможно, придется дорого заплатить. Когда на прошлой неделе власти Казахстана приняли решение отпустить тенге в свободное плавание для рыночного регулирования обменного курса, тенге немедленно обесценился на 25 процентов.
Для международных инвесторов это стало знаком того, что Казахстан оказался в таком же незавидном положении, как и другие страны — экспортеры сырья во всем мире. Его экономика зависит от экспортных продуктов, цены на которые упали, и, поскольку в прошлом сырьевой экспорт стал ключевым, привлечению инвестиций в другие секторы уделялось мало внимания.
По мнению экспертов-экономистов, ситуация в Казахстане и других аналогичных развивающихся экономиках в мире указывает на то, насколько рискованной может стать зависимость экономического роста исключительно от сырьевого экспорта, в частности нефти и металлов, мировые цены на которые весьма непредсказуемы.
— За последнее десятилетие [эти страны] получили большую выгоду от роста цен на сырье, что привело к повышению доходов и позволило им повысить также и внутренний спрос. Однако за прошлый год или около того мы наблюдаем, чем это может обернуться: рост в Китае замедлился и высказываются сомнения в части инвестиций. Это снижает спрос на товары и, в свою очередь, приводит к падению цен на сырье, — говорит Уильям Джексонс, экономист по развивающимся рынкам в расположенной в Лондоне финансовой компании Capital Economics.
Снижение мирового спроса на сырье также снизило спрос инвесторов на валюты развивающихся рынков, и страны — экспортеры сырья столкнулись с падением стоимости их валюты. Власти этих стран ощущают эффект этого в небольших статьях дохода и в повышении стоимости выплаты внешнего валютного долга. Граждане этих стран ощущают эффект, поскольку импортируемые товары, а также внутренние продукты, произведенные с использованием импортируемых материалов, растут в цене.
КРИЗИС В КИТАЕ
Происходящее падение цен на сырье стало сюрпризом для многих стран — экспортеров сырья, в связи с тем что спрос на их продукцию в течение многих лет происходил за счет быстрого экономического роста Китая. Сейчас Китай — самый крупный в мире потребитель сырья, большую часть которого производят в других развивающихся экономиках. Тот факт, что рост в Китае сильно повлиял на рост цен на сырье, в свою очередь, означает, что ослабление китайской экономики окажет обратное влияние на цены на сырье. И происходящее в последний месяц является тому примером.
Внезапная девальвация юаня Китаем на два процента 11 августа — самое большое падение за последние два десятилетия — вызвала опасения по поводу замедления роста китайской экономики, которое может означать сокращение спроса на нефть в предстоящие месяцы. Этот шаг, наряду с увеличением производства нефти странами ОПЕК, незамедлительно встряхнул цены на ее, и средняя цена на нефть в США упала до 43 долларов за баррель — самой низкой отметки за более чем шесть лет.
С тех пор эти опасения по поводу замедления роста китайской экономики не рассеялись. 24 августа фондовые биржи в Лондоне, Париже и Франкфурте резко упали, после того как индекс фондовой биржи в Китае — Shanghai Composite — упал на 8,5 процента, что стало самым большим падением с 2007 года. Этот день стал худшим за последние четыре года днем для Wall Street, и промышленный индекс Dow Jones упал на 3,6 процента, в то время как мировые фондовые и товарные цены рухнули. Падение цен на фондовых биржах в Европе и США считается признаком неуверенности международных инвесторов в том, что Китай сможет решить ряд своих экономических проблем от улучшения состояния своей фондовой биржи до повышения производства, недавно приведшего к тому, что рост ВВП в Китае за первые два квартала этого года достиг низшей за последние шесть лет отметки в семь процентов.
«СЫРЬЕВАЯ ЛОВУШКА»
На фоне этого смятения многие экономисты высказывают мнение, что развивающиеся страны должны извлечь важный урок — не полагаться так сильно на сырьевой экспорт и диверсифицировать свои экономики. Корреспондент Леонид Бершидский написал 24 августа в Bloomberg View, что Казахстан попал в «сырьевую ловушку», которая дает стране устойчивый рост при высоких мировых ценах, но делает экономику очень уязвимой при низких мировых ценах. Он отметил, что Казахстан направил свои ресурсы на развитие сырьевого сектора и «с 1990 по 2014 год утроил добычу нефти и более чем удвоил производство металлов». «Сырая нефть сейчас составляет 55 процентов от всего экспорта, а металлы — еще 14 процентов, в то время как доля промышленных товаров является незначительной», — пишет Леонид Бершидский.
Сырьевая зависимость существует во всех центральноазиатских странах. Узбекистан экспортирует два основных товара — хлопок и машины, — доля каждого из них составляет 15 процентов от общего экспорта страны. Однако цены на хлопок низкие, и за последние пять лет мировое производство превысило спрос.
В Туркменистане экспорт природного газа составил 81 процент от всего экспорта. Цены на газ также упали, поскольку мировое производство увеличивается, несмотря на перепроизводство на рынке.
Кыргызстан полагается на экспорт золота, составляющего 34 процента от общего экспорта. В июле цена на золото испытала самое большое падение за два года — до 1 080 долларов за унцию, но к 25 августа восстановилась на уровне 1 150 долларов, когда инвесторы обратились к золоту как надежному предмету во время краха цен на фондовых биржах.
Основной экспортный товар Таджикистана — сырой алюминий, составляющий 59 процентов от всего экспорта, а также хлопок, составляющий 12 процентов. Цены на алюминий за последние 12 месяцев упали на 19 процентов на фоне опасений по поводу перепроизводства и сокращения спроса.
ПЕРЕСМОТР ЭКОНОМИКИ
Нестабильность цен на сырье показывает основную опасность «сырьевой ловушки», которая заключается в том, что только сырьевой экспорт не может быть основой для стабильного экономического роста, необходимого развивающимся странам для повышения своего благосостояния.
Один сырьевой экспорт не кажется очень надежным средством для роста. В этой отрасли не занято много людей, он не позволяет рабочим улучшать свою квалификацию и подготовку и применять больше технологий и аппаратов для увеличения производства. Поэтому он не является особенно надежным способом повышения уровня жизни.
— Один сырьевой экспорт не кажется очень надежным средством для роста. В этой отрасли не занято много людей, он не позволяет рабочим улучшать свою квалификацию и подготовку и применять больше технологий и аппаратов для увеличения производства. Поэтому он не является особенно надежным способом повышения уровня жизни. Также стоит отметить, что основные истории успеха развивающихся стран, подобных Китаю, Восточной Европе и некоторых частей Восточной Азии, все базируются на производстве», — говорит Уильям Джексонс.
Эти успешные примеры показывают первичную зависимость экономики от сырьевого экспорта, но затем происходит переход к производству и экономике, основанной на технологии, что дает этим странам возможность экспортировать устойчивые продукты в многочисленных секторах экспорта, а не только зависеть от одного сырьевого экспорта.
Радио Азаттык, 26.08.2015