Монетарные власти РК обманули множество людей и теперь призывают общество разделить их удовлетворение этим обманом.
На состоявшемся 18 августа селекторном совещании в правительстве под председательством премьер-министра Карима Масимова подводили итоги социально-экономического развития страны в первом полугодии. Руководство кабмина не без гордости и проявления чувства исполненного долга отметило то, что «снижение показателей развития экономики Казахстана достигло «дна» и его траектория выходит в стадию восстановления». Оптимизм проявлялся и выступлениях рядовых министров и представителей монетарных властей Казахстана. В частности глава Национального банка РК Григорий Марченко рассказал участникам заседания о о пользе проведенной в феврале девальвации. Одномоментное изменение обменного курса позволило, по его словам, значительно снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного баланса, сохранить золотовалютные резервы страны.
Сохраненные золотовалютные резервы государства – это, конечно, хорошо. Да только как вместе с тем быть той очевидностью, что при этом оказались жестоко обмануты тысячи, а может, миллионы простых казахстанских граждан, веривших до этой самой «одномоментной девальвации» в бесконечные тогдашние заклинания членов того же самого правительства и прежнего руководства того же самого Национального банка РК о том, что внезапное и сильное обесценение тенге не предполагается в обозримом будущем и хранили свои кровные сбережения в национальной валюте?! Ведь их накопления именно из-за чрезмерной доверчивости официальным заявлениям представителей казахстанской властной стуктуры «одномоментно» полегчали в реальном выражении на те самые 25 процентов.
Автор этих строк лично знает таких людей, которые держали все свои сбережения в миллионе с лишним или в миллионах тенге, доверяя официальным призывам не ожидать девальвации и полагая, что им нет посему смысла нести на обмене национальных денег на иностранную валюту потери в виде комиссионых, взимаемых обменными пунктами. И они 4 февраля одномоментно потеряли сразу четверть своих накоплений.
Их едва ли утешает заявления о том, что зато, мол, сохранить золотовалютные резервы страны. Ведь удалось же этого добиться в том числе за счет них. За счет усыпления их бдительности перед девальвацией бесконечными официальными заявлениями или о невозможности девальвации, или о том, что, даже если она произойдет, ослабление тенге против доллара не превысит, по крайней мере, 10 процентов.
Когда нынешний председатель Нацбанка РК хвалится итогами одномоментной резкой девальвации тенге, неплохо было бы, наверное, вспомнить и о тех прежних официальных заявлениях. Информационное агенство «Reuters» 19 января передало – «Kazakh tenge to fall no more than 10 pct in ‘09» - из Астаны: «Всякое ослабление национальной валюты Казахстана тенге против доллара в этом году должно быть в пределах 10 процентов», – сказал в понедельник министр экономики Бахыт Султанов». Низкие цены на нефть и металлы, ключевые экспортные товары Казахстана, толкают тенге к девальвации, однако такой шаг может причинить вред банкам, за которыми числится порядка $40 млрд. в виде внешнего долга. Но. Но власти демонстрировали браваду. «Мы думаем, что предел девальвации составляет 10 процентов, и она должна быть плавной в течение длительного периода времени - сказал Султанов журналистам. – Это то, что наша финансовая система может быть способной выдержать», - пишется далее в том репортаже агентства «Reuters».
Напомним, что в течение ряда недель до того тогдашний главный банкир страны Анвар Сайденов неоднократно выступал в прессе с заверениями о том, что вопрос обесценения тенге в повестке дня на обозримое будущее не стоит.
В частности в своем интервью газете «Бизнес&Власть», опубликованном 26 декабря 2008 года, то есть чуть более месяца до «одномоментной» 25-процентной девальвации он сказал следующее: «Если произойдет значительное давление на резервы, и они начнут истощаться, то нам для обеспечения достаточного уровня резервов нужно будет пойти на девальвацию. Однако субъективных предпосылок сегодня для обесценения тенге нет».
Однако недолго, что называется, музыка играла. Справедливости ради надо отметить, что председатель Национального банка РК А.Сайденов буквально меньше, чем за две недели до того, как было произведено обесценение национальной валюты, со страниц газеты «Мегаполис» утверждал: «Думаю, что пока нет экономической целесообразности допускать ослабления тенге». После такого утверждения журналистка, бравшая интервью задала такой, вполне естественный вопрос: «На какой период этот прогноз? На весь 2009 год? На ближайшие полгода?». И получила следующий ответ: «Думаю, можно смотреть месяцами и кварталами. Пока так…».
В тот же день, когда номер газеты «Мегаполис» с этим интервью появился в киосках, 19 января, министр экономики и бюджетного планирования РК Б.Султанов уже говорил с журналистами о допустимости девальвации тенге.
При таких речах люди в самом худшем варианте ожидали начала «хроники пикирующего тенге» по типу уже тогда «хронически пикировавшего рубля». Но власти сумели обвести их вокруг пальца. И теперь это выдается за большое достоинство.