Оптимистические заявления главы государства на последнем совещании с чиновниками – например о том, что официальная статистика зарегистрировала в Казахстане экономический рост, – вызвали, мягко говоря, недоумение. Газета "Республика - деловое обозрение" решила проверить цифры, озвученные президентом.
Начнем с официальной статистики. Во втором квартале текущего года экономический рост в Казахстане, согласно данным, составил 3%. Но рост этот, по мнению...экспертов, имеет статистическое, а не экономическое объяснение. Все дело в том, что для оценки динамики ВВП в качестве базы для поквартального сравнения использовались итоги второго квартала 2008 года, далеко не самого лучшего в прошлом году. Совсем иначе выглядит картина экономического роста, если, например, сравнить первое полугодие 2009 года с первым же полугодием 2008 года. При таком сравнении, по оценкам экспертов, реальный уровень ВВП снизился на 7 — 7,5%.
Примерно к таким выводам пришли и в Межгосударственном статистическом комитете СНГ. По его данным, падение ВВП в Казахстане по итогам первого полугодия 2009 года составило около 4%. А по прогнозам МВФ, темпы падения Казахстана по итогам года составят 2% и лишь в 2010 году ожидается рост.
Что стоит за инвестиционным бумом?
Кроме ВВП, по данным комитета СНГ, предполагается сокращение и других основных индикаторов экономического развития: промышленного производства (-2,7%), перевозки грузов (-11%), розничного товарооборота (-8,6%), экспорта (-50,38%), импорта (-20,78). Об экономическом спаде говорит и падение цен производителей в первом полугодии текущего года почти на 30%
Выдающимся исключением на общем фоне выглядят лишь инвестиции, выросшие по итогам полугодия на 7,3%. По мнению экспертов Нацбанка, причина — в росте иностранных инвестиций и заемных средств. По статистике Нацбанка (июнь 2009-го к июню 2008-го), иностранные инвестиции выросли на 69,7%, заемные — на 49,6%.
Что конкретно стоит за этим ростом? Несколько сделок с Китаем и странами Ближнего Востока, с которыми, как признают аналитики, правительству удалось выстроить особенные доверительные отношения. Что касается западных инвесторов, то они «настороженно относятся к приходу в республику».
Это открыто признал недавно президент Американской торговой палаты в Казахстане Кеннет МАК. По его оценке, «сегодняшние иностранные инвестиции в Казахстан обуславливаются только наличием в стране углеводородов. Они уйдут, как только кончится нефть», — сказал г-н Мак. Он не видит компаний, которые пришли бы и строили современную инфраструктуру, принося новые налоги.
Что же касается разрекламированной антикризисной программы, то, по данным того же Нацбанка, бюджетные инвестиции выросли всего на 2%. Еще более тревожный факт — сокращение собственных инвестиций предприятий на 13,8%.
Таким образом, секрет нынешнего «инвестиционного бума» объясняется несколькими сделками по продаже природных ресурсов группе доверенных иностранных инвесторов при полном отсутствии доверия к будущему собственной национальной экономики.
Катастрофическое статус-кво
Теперь поразмышляем над заявлениями, касающимися финансовой сферы. Во всем мире банковская система рассматривается как механизм, который должен вытянуть экономику из кризиса. Именно поэтому правительства всех стран и пошли не беспрецедентные меры помощи банкам. В России, к примеру, размер помощи финансовой системе оценивается в 10% ВВП, 7% из которых (выданных в форме краткосрочных кредитов) уже вернулось Центробанку.
В Казахстане банковской системой решили просто пожертвовать, и банки второго уровня из локомотивов национальной экономики прекратились в тормоз. В результате сейчас и МВФ, и ведущие рейтинговые агентства открыто признают, что проблемы банковского сектора превратились в одну общеэкономическую проблему.
Однако по укоренившейся с советских времен традиции решение проблемы началось у нас с отрицания самого факта ее существования. И вот представители правительства бодро докладывают президенту о росте депозитов в банках на 34% и увеличении кредитования экономики на 18%.
Стоить заметить, что президента жестоко обманули. В последнее время динамика кредитования экономики в качественном выражении имеет совершенно другую — нисходящую направленность. Согласно статистике Нацбанка за первое полугодие, объем выданных кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в тенговом эквиваленте уменьшился на 24,8% и составил $16,1 млрд. Реальная же «оплаченная» сумма выдачи кредитов намного меньше.
Авторы июльского исследования Нацбанка «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка» признают, что «нефинансовые организации по-прежнему привлекают кредитные ресурсы преимущественно для реструктуризации существующих долгов и финансирования оборотного капитала». На практике это чаще всего означает, что банки рефинансируют просроченные кредиты для их номинального оздоровления в целях снижения убытков по провизиям, которые зачитываются в общий объем выдачи кредитов.
Прогнозы банков по кредитному рынку на III квартал, по мнению экспертов Нацбанка, сохраняют консерватизм в отношении кредитной политики и ожидания умеренного спроса со стороны заемщиков. Соответственно, подавляющее большинство банкиров (около 70% респондентов опроса) не склонны к пересмотру кредитной политики.
Нынешнюю ситуацию в кредитном секторе страны можно описать в терминах «катастрофического статус-кво»: ни банки, ни их корпоративные клиенты не стремятся что-то менять в системе сложившихся отношений. И совсем не случайно международное рейтинговое агентство Moody`s обещает наступление для страны худших времен — волны дефолтов и банкротств в банковской системе.
Теория и практика малых дел
Не менее интересная ситуация с данными по МСБ. По заявлениям правительства, на поддержку малого и среднего бизнеса из республиканского и местного бюджетов было выделено 127 млрд тенге. Плюс реализуются 2,5 тысячи проектов и создано около 4 тысяч рабочих мест. Это красивые заявления.
Правда, красота их несколько меркнет после сопоставления этих мероприятий с масштабами самого малого и среднего бизнеса в стране. Общее количество субъектов малого бизнеса в Казахстане в июне составляло 683252 единицы, а занято в МСБ было около 2 млн человек. Годовой выпуск продукции оценивается на уровне не менее 2,2 трлн тенге.
Другими словами, выделенные из бюджетов 127 млрд тенге на реализацию 2,5 тысячи проектов и создание около 4 тысяч рабочих мест составляют к вышеуказанным показателям 5,8%, 0,4% и 0,2%. Особенно забавным выглядит «создание новых рабочих мест» в количестве 4 тысяч, учитывая то, что только в июне численность занятых в малом и среднем бизнесе выросла более чем на 47 тысяч человек.
Несложный подсчет также позволяет легко оценить стоимость создания одного такого рабочего места. Оно обойдется налогоплательщику примерно в 32 млн тенге ($211 тысяч). Неплохой бизнес сам по себе.
Что касается стратегии занятости населения, то заявление правительства о том, что выделенный на ее реализацию 191 млрд тенге позволил снизить уровень безработицы, на фоне продолжающегося кризиса уже выходит за рамки простых статистических манипуляций.
Если в майском отчете Агентства РК по статистике уровень безработицы за апрель и май оценивался в 7,2 и 7,4%, то в июньском они внезапно превратились соответственно в 6,9 и 6,7%. Июньский же показатель был и вовсе выведен до вполне «безопасных» по нынешним временам 6,6%.
Однако опрошенные нами эксперты исключают возможность такой трансформации путем простого статистического упражнения и предполагают, что так поменять данные можно лишь еще более простым «волевым методом». Ведь сейчас получается, что прирост численности занятого населения за июнь (+108 тысяч человек) по сравнению с майским приростом (+21 тысяча человек) вырос в 5 раз. При этом были также изменены (улучшены) ранее опубликованные показатели числа занятого населения.
История знает немало таких «волевых» методов управления экономической реальностью. Все они заканчивались весьма плачевно. Сначала для простых исполнителей (которым все равно приходится отвечать за несбывшиеся прогнозы), а затем и для всей системы. Видимо, «сын ошибок трудных» ничему не учит чиновников, подсовывающих президенту передернутые цифры.
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №29 (164) от 07 августа 2009 года