«Лучшая в СНГ банковская система Казахстана» теперь выглядит как авантюра
Дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы
Жак Тюрго, французский экономист и государственный деятель
Ситуация вокруг Альянс банка, в котором обнаружилась более чем миллиардная в долларах дыра, напоминает историю о рыбаке и рыбке, а также о старухе, которая повышала свой капитал за счет «заемных средств» - рыбьего волшебства, но осталась у разбитого корыта. В неприглядном свете теперь оказались все - и правительство, и банки, и раздававшие, как теперь очевидно, липовые награды банкирам СМИ, и имидж государства. Достаточно беспомощные попытки председателя совета директоров банка Маргулана Сейсембаева доказать свою непричастность к тому, что считается хищением, вылились в то, что он фактически признался, что использовал запрещенную казахстанским законодательством схему пополнения капитала акционерного банка. И это не единственные проблемы - о проблемах реструктуризации долгов казахстанских банков пишут уже президенту Назарбаеву. Таким образом, цена, за которую предложили выкупить Альянс банк - 100 тенге - стала символической для всей банковской системы Казахстана.
Когда председатель совета директоров банка пишет, что слепо шел на поводу у менеджмента, не знал, каким образом он привлекает деньги, не думал, что где-то нарушает законодательство РК и вообще считает, что никто не пострадал в результате, это иначе, как детским лепетом, не назовешь. Начнем с того, что незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Что касается того, что акционеры банка были вынуждены идти на поводу у излишне агрессивного тандема Ертаев-Агеев, то, как справедливо указал сам Жомарт, и после их ухода из Альянса, банк продолжал тот же самый курс. И уж, конечно, впервые мы слышим, чтобы владельцы так боялись своих наемных работников, чтобы не могли им ни в чем отказать, подписывали все, что им дают, и не винят потом никого в том, что в банке образуются миллиардные дыры.
И это не говоря уже о том, что постановка вопроса- государство «заработает около 2 млрд. долларов США на реструктуризации и списании внешних долгов и если вернет большую часть кредитного портфеля. А если не вернет, то заработают граждане Казахстана, которые получили в виде кредитов более 5 млрд. долларов США». С тем же успехом можно оправдать все что угодно, если забыть, что нарушены законы страны. О том, как хорошо их знает сам г-н Сейсембаев, можно судить по фразе: «Открытие бридж - финансирования является обычной практикой для инвестиционных банков, поэтому это не вызвало у нас подозрений», и комментарию главы АФН Бахмутовой. «Так называемое бридж-финансирование запрещено. Создавать акционерный капитал за счет заемных денег запрещено прямо, можно было привлечь долговой капитал через субординированный долг, а вот заводить таким образом воздух в капитал банка - у меня просто нет слов», - сказала глава АФН.
Интересная, получается, у нас была финансовая система, где владельцы не контролировали менеджмент даже в таких вопросах, как соблюдение законности, сами не зная при этом казахстанское законодательство. Тут можно вспомнить, как ее все хвалили, раздавали ей звания самого лучшего банка по такому-то параметру, самого крупного в СНГ или еще какие-то награды. В итоге выясняется, что самые крупные финансовые институты Казахстана были воздушными замками, внутри которых не было документов о том, какие гарантии они раздавали налево и направо.
И это не говоря уже о том, что кто-то во всей этой ситуации явно врет. То ли Маргулан Сейсембаев, который пишет, что «проинформировал лично Келимбетова К.Н., Бахмутову Е.Л. и двух директоров департамента АФН до сделки с ФНБ «Самрук-Казына» о существовании у Альянс банка обременения на сумму $1,1 млрд. То ли Елена Бахмутова, которая утверждает, что «в этом разговоре, господин Сейсембаев вскользь отметил, я дословно скажу, «вы учтите, что в банке есть дырка в размере 700 миллионов долларов»... Никаких бумаг ценных и суммы в $1,1 млрд в тот момент не упоминалось».
Возникает вопрос, насколько вообще наши власти, контролирующие органы, контролировали финансовую систему, если «не в курсе» собственных обязательств и казахстанского законодательства были даже сами председатели советов директоров? Да, сегодня они говорят, что если убрать портящие статистику БТА и Альянс банк, то в остальном финансовая система - просто загляденье. Но с тем же успехом можно делать пластические операции трупам или разрабатывать ландшафтный дизайн Атлантиды. Упомянутые банки - вчерашняя гордость страны - не случайно являются системообразующими. Если завалятся они, ничто не спасет благостную картину в остальной, идиллической части финсектора. Вот уж будет вспомнить катастрофу немецкого дирижабля «Гинденбург», чей сгоревший остов похоронил дирижаблестроение как класс воздухоплавательных аппаратов. Кстати, не справится в этом случае со своими обязательствами и государственный фонд гарантирования вкладов. По крайней мере, об этом не так давно предупреждало его руководство.
И вопрос будет стоять уже не о том, исключать ли торговое финансирование из схемы реструктуризации внешних долгов казахских банков, как сегодня в открытых сообщениях СМИ западные банки советуют президенту Назарбаеву, а хватит ли сил полиции на Левом берегу Астаны, чтобы обуздать толпы недовольных. Можно сказать - все же нормально, переговоры о реструктуризации ведутся, государство занимается. Но, только вот даже государство не в силах будет помочь, если в кораблях, взятых на буксир, оказываются вот такие дыры ниже ватерлинии, а их капитаны просто не в курсе, что по закону можно, а чего - нельзя. Не говоря уже о том, что свои тонущие посудины они предпочитают направлять «удаленно» - из многомесячного отпуска, передавая приказы через DHL.
Бантиком сбоку к этой конструкции памятника гиганту на глиняных ногах становится непонятная позиция нынешнего менеджмента Альянс банка, который, если было хищение или растрата, должен был бы кого-то конкретного обвинить, предъявить миру полученные от россиян документы по гарантиям с подписями конкретных людей, обратиться в правоохранительные органы, наконец. А то некрасиво получается, журналисты уже буквально задолбали пресс-службы силовых ведомств вопросами: есть ли дело на Ертаева/Агеева/Сейсембаева или нет? Арестовали их или нет?
Тут, конечно, еще многое можно сказать про неправильных финансистов, о нарушениях менеджеров и прочих ошибках частного бизнеса, но все они - лишь последствия самой по себе системы, сложившейся в рамках государственности Казахстана. Нельзя построить чистенькое здание банка в условиях коррумпированности всех экономических отношений в стране, борьбы за власть между кланами, неработающих законов и близорукости политиков.
Непонятно также - будут ли какие-то санкции против аудиторов, упустивших такие «дыры» при подготовке к IPO, при передаче дел между 3 топ-менеджерами, сменившимися после Ертаева, при отражении дел в банке в отчетности для АФН? Будет ли как-то меняться этот дырявый механизм контроля или нет? Кто-то понесет ответственность за введение в заблуждение не только государства, но и общества? Остается и главный вопрос - удержит ли государство на плаву БТА и Альянс банки, если, самое главное, об их самочувствии оно узнает только сейчас?
На этом фоне хуже всех подставили главу государства, который на днях призвал казахстанцев вновь нести деньги в банки, как бы гарантируя сохранность и приумножение их средств своим авторитетом. На фоне того, что, как оказалось, творится и творилось в нашей финансовой системе, такие вещи просто подрывают авторитет государства, лишают надежности последний якорь, на котором еще держится надежда на благополучное завершение банковской эпопеи в Казахстане.
На этом фоне особенно неприятно то, что банки готовы винить в своих сложностях кого угодно, только не себя, а чаще всего - средства массовой информации, которые стараются максимально открыто информировать своих читателей о важнейших проблемах страны. Дошло до того, что на газеты начали подавать в суд, а то время как никто не жалуется пока на рекламные проспекты вчерашних банковских тузов, рисовавшие своим клиентам светлое будущее. Можно вспомнить, как высокомерно обрывали на пресс-конференциях журналистов вчерашние капитаны казахстанской финансовой сферы, как обвиняли нас в том, что мы ничего не понимаем в тонких денежных материях, теперь же они сами, оказывается, не знают, ни где документы, ни как звучат законы. В такой ситуации наши дети все еще используют некий термин, который может «выходить на правду», обнажая то, кто был прав, а кто - нет.
Деловая Неделя