Запад расплачивается за жадность
Во время предыдущих рецессий западные экономики «экспортировали» свои проблемы в другие страны. Когда экономическая ситуация в США и Европе ухудшалась, спрос на сырье с их стороны снижался. Цены на сырьевые товары резко падали. Производители сырья, в основном развивающиеся страны, неожиданно сталкивались с серьезными трудностями. Их экспортная выручка стремительно сокращалась, и они не могли расплатиться по прежним долгам.
Вскоре после этого, как правило, происходил обвал национальной валюты и наступал дефолт по кредитным обязательствам.
Для развивающихся стран это зачастую оказывалось неприятным опытом, но для западных экономик было частью процесса исцеления. Из-за обвала цен на сырье становился дешевле импорт, снижалась стоимость жизни, и, следовательно, увеличивалась покупательная способность. За счет экспорта рецессии в другие регионы в развитых странах готовилась почва для восстановления экономики. Снижение цен на основные сырьевые товары – нефть, газ, металлы, продукты питания и непродовольственные сельскохозяйственные товары – стало своего рода предохранительным клапаном для США и Европы, хотя одновременно оказалось проклятьем для бедных стран во всем мире. Крайний пример – долговой кризис в Латинской Америке в 1982 – 1984 годах.
Теперь этот предохранительный клапан больше не работает.
ВСЕ ИЗМЕНИЛОСЬ
В середине десятилетия, когда западные экономики чувствовали себя вполне неплохо, а кризис ипотеки можно было представить лишь в самых худших кошмарах, нефть стоила около $30 за баррель. Если бы аналитики знали о предстоящем экономическом коллапсе, они наверняка бы утверждали, что цены на нефть рухнут. Возможно, то же самое они бы сказали о стоимости металлов и другого сырья.
Тем не менее сейчас цены на все эти товары намного выше, чем в середине десятилетия, несмотря на резкое сокращение деловой активности в западном мире. Да, нефть пока стоит дешевле, чем на пике в прошлом году, когда существовала угроза подъема цен выше $150 за баррель. Но нынешние котировки на уровне $70 – 80 за баррель значительно превышают цены, отмечавшиеся в середине десятилетия, несмотря на то, что с тех пор Запад пережил глубокий экономический кризис.
В качестве наиболее очевидных «финансовых» причин удорожания сырья называют ослабление доллара (сырьевые товары номинированы в долларах, поэтому, если американская валюта слабеет, цены на сырье растут) и спекулятивную активность инвесторов, которые все чаще рассматривают сырье как альтернативный класс активов.
Однако эти объяснения работают лишь до поры до времени. Самая очевидная долгосрочная причина роста цен на сырье – это усиливающееся влияние развивающихся стран, включая Китай, где наблюдается высокий (и продолжающий расти) спрос на сырьевые товары.
ФАКТОР КИТАЯ
Экономический прогресс Китая нарушил связь между динамикой западных экономик и ценами на ключевые сырьевые товары. Цены на сырье больше не снижаются, когда западный мир сталкивается с экономическими проблемами. Крупнейшим потребителем металлов в мире стал Китай. Он же занимает второе после США место по потреблению нефти.
Устойчивость цен на сырье в последнее время отчасти объясняется экономическими успехами Китая. Более того, вместо экспорта основным источником роста китайской экономики за последний год стали государственные расходы на внутреннюю инфраструктуру, а такой экономический подъем сопровождается особенно интенсивным ростом спроса на сырье. При росте китайской экономики на 9% в годовом исчислении, не особенно удивительно, что цены на сырьевые товары держатся достаточно высоко.
Как повлияет могущество Китая на весь остальной мир? Для стран-производителей сырья ситуация складывается, в общем-то, неплохо. Канада, Австралия, Норвегия и Новая Зеландия пережили экономическую бурю лучше, чем другие индустриально развитые государства, в основном благодаря относительно высоким ценам на сырье. Неудивительно, что и Австралия, и Норвегия, смогли недавно повысить процентные ставки, хотя другим развитым странам для поддержания жизнедеятельности до сих пор необходима мягкая монетарная политика.
Процветает и Бразилия, прогнозы экономического роста которой за последние месяцы не раз пересматривались в сторону повышения, хотя укрепление реала тревожит бразильских регуляторов и вынуждает их экспериментировать с ограничениями на движение капитала.
РОСТ ЗА СЧЕТ ЗАПАДА
Однако для США и Европы все выглядит не столь радужно. Уверенный экономический рост Китая, несомненно, будет на руку основным мировым экспортерам капитальных товаров – особенно, Германии, однако этот же подъем не даст сработать прежнему предохранительному клапану, коим являлось снижение цен на сырье. Без резкого обвала цен на сырьевые товары Америке и Британии, равно как и другим странам с пошатнувшимися финансами, будет непросто добиться такого же быстрого восстановления, как прежде.
Чтобы лучше понять этот эффект, стоит вспомнить о взаимосвязи внутренних расходов и мировых цен на сырье. Ценовая стабильность зависит от двух этих факторов инфляции, поэтому рост одного из них приходится нивелировать снижением другого.
Так, если из-за Китая цены на сырье будут расти, для обеспечения ценовой стабильности понадобится сократить внутренние расходы. Если же внутренние расходы будут расти или снижаться в соответствии с динамикой внутреннего спроса, повышение цен на сырье приведет к замедлению экономического роста, при условии, что власти будут бороться с ускорением инфляции.
Таким образом, успехи Китая становятся бременем для развитых экономик. Это бремя затруднит восстановление. Экономический кризис, возникший в развитых странах, там и останется, поскольку эффект сырьевых цен больше не срабатывает и рецессию уже нельзя с легкостью «экспортировать» в другие регионы.
Это не значит, что западная экономика не сможет восстановиться. В пятницу, к примеру, были опубликованы весьма вдохновляющие данные об американском рынке труда, которые впервые за время экономического кризиса убедительно продемонстрировали, что худшее, может быть, уже позади.
Тем не менее нам еще предстоит преодолеть серьезные препятствия, прежде чем экономическая ситуация на Западе придет в норму. Высокие цены на сырье существенно затруднят этот процесс. Из-за удорожания сырья снизятся зарплаты, сократятся прибыли и уменьшатся продажи.
Ценовое давление на внутренних рынках продолжит слабеть: несмотря на удорожание сырья в западных странах более вероятна дефляция, а не инфляция. Добавьте к этому необходимость повышения налогов и сокращения госрасходов (включая зарплаты в госсекторе), и вы поймете, что нас ждет весьма суровое будущее.
Запад расплачивается как за свою прежнюю жадность, так и за экономические успехи всего остального мира.
independent.co.uk перевод slon.ru