Featured

«Набукко» на боку?

В Tуркмении лопается газовый пузырь

 

 

Изменившаяся «картина мира» в недрах Туркмении кардинально может изменить всю трубопроводную геополитику в Каспийском регионе

 

Второй день жду опровержений из Ашхабада. Два дня назад в своей газете «Время новостей» написал о том, что чуть ли не основной причиной разгона всего руководства нефтегазового комплекса Туркмении, учиненного в начале этой недели президентом Бердымухамедовым, стали обнаруженные им факты фальсификации данных о сверхгигантских запасах газа на месторождениях страны.

 

Выяснилось, что на самом деле извлекаемые запасы Иолотано-Яшларской группы месторождений преувеличены в два-три раза. Речь идет, в частности, о ставшем в последний год знаменитом месторождении Южный Иолотань, запасы газа в котором, согласно только первичному аудиту, проведенному английской компанией Gaffney, Cline & Associates, составили 6 триллионов тонн. Это почти в пять раз больше месторождения Давлетабад, ресурсного для закупок российского «Газпрома», и почти в два раза больше огромного Штокмановского месторождения в России. Но оказалось, что это, мягко говоря, не соответствует действительности, и изменившаяся «картина мира» в недрах Туркмении кардинально может изменить и всю трубопроводную геополитику в Каспийском регионе.

 

В первую очередь, могут потерять актуальность все приготовления к реализации амбициозной задумки Запада со строительством газопровода «Набукко», поскольку именно туркменские месторождения считались основной ресурсной базой для его заполнения. Разумеется, Туркмения, даже учитывая серьезно уменьшенные прогнозные оценки запасов газа, все равно останется гигантской подземной кладовой углеводородов. Но хватит ли их для экспорта на север, запад и восток, куда Ашхабад обещает продавать свой газ?

 

«Утечки» о недостачах газа в месторождениях всплыли в Ашхабаде достаточно случайно. Источники в нефтегазовой отрасли сообщают, что обман обнаружился, когда Бердымухамедову стало известно, что западные компании, готовые участвовать в тендерах по освоению месторождений, заподозрили что-то неладное в полученных ими материалах о результатах аудитов и потребовали от туркменских властей уточнений. А власти, в свою очередь, обнаружили, что среди материалов, что оказались в руках у западников, были и те, что попали к ним незаконным путем. Начались поиски «шпионов» среди сотрудников туркменской нефтегазовой отрасли, идет следствие, кое-кого уже арестовали.

 

И это при том, что в туркменском энергетическом комплексе уже ощутимо дает о себе знать кадровый голод на специалистов. Так бумерангом ударила по Ашхабаду начатая покойным Туркменбаши Великим и продолженная Бердымухамедовым политика «туркменизации», то есть выдавливания из страны всех, кто не способен был оценить величие замыслов автора «Рухнамы» и его преемника.

 

Любопытно, что Бердымухамедов, «разгоняя» своих газовиков и нефтяников, называл любые другие причины своего недовольства, кроме самых главных. Он говорил о том, что «не уделяется должного внимания внедрению инновационных технологий и современного специального оборудования, не выполняется план по бурению нефтеразведочных скважин». Он ставил задачу внедрить и нанотехнологии в отрасль, мол, весь мир уже это делает, а вы... Он жаловался на отсутствие отдачи на его заботу о нефтегазовом комплексе, получившем за годы, что он у власти, в шесть раз больше средств, чем при прежней власти. Он утверждал, что «государство заботится о подготовке квалифицированных кадров, направляя будущих специалистов на учебу в вузы России, европейских и других зарубежных стран, уделяет большое внимание развитию отраслевой науки».

 

Последние заверения выглядели особенно забавно на фоне грандиозного скандала, развернувшегося в последние месяцы вокруг запретов туркменских властей на выезд сотен своих студентов в вузы России, Киргизии и Болгарии. Ашхабад испугался распространения революционной «оранжевой» заразы, когда обнаружил, что часть студентов учится на стипендии, предоставленные Фондом Сороса.

 

Скандал со студентами по касательной больно ударил по самолюбию самого турк-менского властителя и весьма болезненно отозвался на состоянии министра иностранных дел Туркмении Рашида Мередова.

 

Дело было в Нью-Йорке совсем недавно, в конце сентября, во время визита туда Бердымухамедова на сессию Генассамблеи ООН. Глава МИД организовал встречу патрона с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Но оплошал. Во-первых, вышло так, что туркменский президент опоздал на встречу с американской «железной леди» аж на полчаса (люди восточные, час - туда, час - сюда, бывает...), что сказалось на продолжительности рандеву. Во-вторых, уже расставаясь с высоким туркменским гостем, г-жа Клинтон попросила его помочь разобраться в истории с бедными туркменскими студентами.

 

Конечно, этого она не должна была делать, ее не предупредили, что г-н Бердымухамедов этого не любит, он обижается и долго помнит обиду. Не царское это дело обсуждать каких-то несчастных студентов и их вконец замордованных родителей, бабушек и дедушек, мечтающих дать своим чадам какое угодно, но только не туркменское образование. Одним словом, крайним оказался министр иностранных дел Рашид Мередов. Это он не удосужился внятно объяснить подчиненным Хиллари Клинтон, чтобы она, упаси боже, не портила настроение творцу «Эпохи Великого возрождения» Туркмении.

 

Приехал г-н Мередов из города «желтого дьявола», как утверждают его сослуживцы, в очень плохом состоянии. Он понимал, что опалы «творца» не избежать, и стал утешаться приобретенным им в годы жизни в Москве и учебы в МГУ традиционным русским способом. Но для этого надо иметь русское здоровье... Одним словом, сегодня министру никаких поручений от президента не поступает, его игнорируют, по телевизору туркменскому рядом с «творцом» не показывают, но пока в отставку не отправляют. В МИДе туркменском ведь тоже скамейка запасных уже давно исчерпана, а Мередов какой-никакой, а министр опытный, уж 8 лет на посту, еще Туркменбаши Великий говорил ему «не умничай»... Имел ли он в виду, что боком обернется раскрученная мередовским МИДом грандиозная «панама» про невероятные запасы туркменского газа, сказать не берусь.

 

Такие дела сегодня в Туркмении. Говорить «то ли еще будет» не хочется. Студентов жалко.

 

 

Новая газета - Казахстан

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details