Три вектора нефтяного сектора
Нефтянка была и остается основой казахстанской экономики. Причем вклад нефтяников в ВВП только растет. За минувшее десятилетие произошло почти шестикратное увеличение ВВП: с 22,1 млрд в 1998 году до 129,8 млрд долларов в 2008 году. При этом доля нефтегазового сектора в ВВП возросла с 10% до 21%, доля в экспорте — с 32% до 64%, в доходах госбюджета — с 40% до 63% (с учетом поступлений в Национальный фонд).
Тройка лидеров — Национальная компания «КазМунайГаз» (1−е место в рейтинге) плюс два совместных предприятия, «Тенгизшевройл» (2−е место) и Karachaganak Petroleum Operating B.V.. Вместе они контролируют более половины углеводородного сырья (УВС), добываемого в стране. В настоящее время государственным балансом учтено 214 нефтяных, 112 газовых и 57 конденсатных месторождений. Основная их часть сосредоточена на западе Казахстана. Что касается распределения запасов УВС по недропользователям, то здесь бесспорными лидерами являются «Норт Каспиан Оперейтинг Компании» (Agip KCO) и СП «Тенгизшевройл», которым принадлежит 70% от общих извлекаемых запасов.
Потенциал роста нефтегазовой отрасли зависит в основном от реализации трех крупных международных проектов: Тенгизского, Карачаганакского и Кашаганского. Наиболее крупные инвестиции из почти 40 стран (в том числе США, Нидерландов, Великобритании, Китая, Франции, России) направлены именно на добычу.
В отличие от России нефтегазовая отрасль Казахстана до сих пор проходит этап консолидации и перераспределения структур собственности. Анализ ситуации в нефтегазовом секторе страны позволяет выделить несколько основных трендов, определяющих его развитие в последние годы: снижение темпов добычи сырья, широкое вхождение китайских компаний и активное приобретение новых активов национальной компанией «КазМунайГаз».
Замедление ускорения
За последнее десятилетие объемы добычи нефти в стране выросли в 2,7 раза. Однако если в 2000—2004 годах ежегодный прирост объемов добычи нефти составлял в среднем около 14%, то с 2005−го он резко снизился и в текущем году не превышает 7%. При этом число добывающих компаний увеличилось с 27 предприятий в 2001 году до 68 сегодня (из них шесть предприятий ведут добычу газового конденсата). По итогам 2008 года добыча нефти выросла на 5,8%, конденсата снизилась на 2,6%.
Такое значительное падение темпов прироста добычи стало следствием наложения ряда факторов. В первую очередь, ужесточение властями Казахстана правил недропользования и экологических требований (прежде всего, в отношении утилизации нефтяного попутного газа). Непосредственное влияние на деятельность добывающих предприятий нефтегазового комплекса Казахстана оказало и усиление фискальной нагрузки (введение экспортных пошлин), а также резкое снижение мировых цен на нефть в конце 2008 года.
В 2008−м из добытых в стране 70,6 млн тонн нефти и конденсата на НК «КазМунайГаз» пришлось 9,5 млн тонн — на 0,7% ниже, чем годом ранее. За восемь месяцев текущего года предприятиями национальной компании было произведено шесть миллионов тонн сырья, что хуже аналогичного результата прошлого года на 4,6%. Другой лидер казахстанской нефтедобычи — Karachaganak Petroleum Operating B.V., добывший в прошлом году 11,6 млн тонн (превысив результат 2007 года на 0,2%), за восемь месяцев этого года отстал от прошлогодних объемов на 3,3%, произведя 7,98 млн тонн нефти и конденсата.
В текущем году правительство прогнозирует уровень добычи нефти и конденсата в 75 млн тонн. Однако как в прошлом, так и в этом году прирост производства произошел в основном благодаря ТОО «Тенгизшевройл». Из-за увеличения этой компанией объемов добычи на 24% среднегодовой прирост производства нефти по отрасли в 2008 году составил 5%, а не ниже.
Таким образом, рост добычи является не общеотраслевой тенденцией, а поддерживается за счет улучшения производственных показателей нескольких ключевых проектов, и здесь лидерство принадлежит «Тенгизшевройлу». По итогам 2008 года объемы производства у компании в 1,5 раза превысили показатели Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) и в 1,8 раза — АО «НК «КазМунайГаз». За восемь месяцев этого года — в 1,8 и 2,3 раза соответственно.
КМГ как зеркало госполитики
Увеличение влияния государства стало главной тенденцией последних лет в казахстанской нефтянке. Проводником политики партии и правительства стала национальная компания «КазМунайГаз», которую государство стимулирует к активному приобретению активов в стратегическом секторе добычи углеводородного сырья. В частности, Закон о недрах дает ей преимущественное право приобретать лицензии на разработку новых месторождений и доли в любых нефтяных активах, которые выставляются в Казахстане на продажу. Данная норма позволила национальной компании выкупить 33% акций PetroKazakhstan, 50% доли в ТОО СП «Казгермунай» в 2006 году и CITIC Canada Energy Ltd (основной актив — АО «Каражанбасмунай», 20−е место в рейтинге) в 2007−м, что значительно увеличило уровень консолидированной добычи нефти компании.
В 2008 году, после очередного пересмотра государством условий Кашаганского проекта, НК «КазМунайГаз» увеличила свою долю в этом проекте c 8,33 до 16,81% и в результате перераспределения долей его участников она стала равна долям других крупных участников — Eni, Total, ExxonMobil, Shell.
Летом прошлого года НК «КазМунайГаз» получила контракт на разведку и добычу на шельфовом участке Мертвый Култук. В этом году завершена сделка по приобретению контрольного пакета ОАО «Мангистаумунайгаз» (5−е место в рейтинге). Кроме того, правительство Казахстана поддерживает планы КМГ расширять присутствие за рубежом. Так, «КазМунайГаз» через дочернюю компанию «КазТрансГаз» (14−е место) в декабре 2005 года выкупил активы грузинской газораспределительной компании АО «Тбилгаз», в 2006−м другая дочерняя компания — АО «КазТрансОйл» совершила сделку по приобретению Батумского нефтяного терминала с объемом перевалки до 15 млн тонн в год. В этом году «КазМунайГаз» завершил выкуп 100% акций европейской группы The Rompetrol Group N.V., занимающейся нефтепереработкой и сбытом (ей принадлежат два НПЗ в Румынии и 630 АЗС в ряде европейских стран).
По мнению аналитиков, продемонстрированный в 2007 году НК «КазМунайГаз» и «Разведка Добыча "КазМунайГаз" внушительный рост добычи нефти — соответственно, 5,1% и 12% — в основном произошел за счет поглощений. Однако не все приобретения национальной компании можно считать удачными. В частности, в последнее время большие проблемы возникли с бывшим «Тбилгазом» (ныне ООО «КазТрансГаз-Тбилиси»). У специалистов складывается впечатление, что грузинские власти хотят по дешевке вернуть отремонтированные активы компании и перепродать их снова.
Аналитики полагают, что высокая доля инвестиций — с позиции как новых проектов, так и усиления контроля над различными активами в нефтегазовой отрасли — служит основным сдерживающим фактором собственной кредитоспособности КМГ и ее дочерних компаний. Консолидированный долг КМГ оценивается ими примерно в семь-девять миллиардов долларов. Так, для финансирования приобретения Rompetrol группа КМГ приняла решение о привлечении синдицированного кредита и отказе от использования своих запасов ликвидности. Тем не менее постоянная поддержка со стороны конечного акционера компании — правительства Казахстана — способствует поддержанию ее кредитоспособности. Примером этого стала ситуация с приобретением активов ОАО «Мангистаумунайгаз» (ММГ).
В середине января 2009 года владелец ОАО «Мангистаумунайгаз» — индонезийская Central Asia Petroleum Ltd (CAP) — и «КазМунайГаз» подписали договор о приобретении последним 50% + 2 голосующие акции ММГ. Дефицит наличности не позволил нацкомпании завершить сделку, как планировалось, — до конца марта. Помогает Китай, предоставляющий Казахстану через свой Экспортно-импортный банк кредит в объеме 10 млрд долларов, из которых половина пойдет на проекты «КазМунайГаза».
- 1
- 2