Ровно через год Содружеству независимых государств исполнится 20 лет, а на днях этому «юноше» среднего рода 19 стукнуло. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы бывших союзных республик окончательно утвердили смертный приговор Советскому Союзу и объявили о создании СНГ. Юбилейные итоги подводить рано, о свершениях года нынешнего — в самый раз.
Разложил перед собой карточки, в каждую из которых вписал главные, на мой взгляд, события на постсоветском пространстве. Карточек получилось много, даже если что-то и забыл:
- президентские выборы в Украине;
- апрельская революция в Киргизии и трагические июньские события на юге этой страны;
- окончившаяся неудачей первая в истории организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ попытка применить собственные силы для подавления беспорядков (в Киргизии);
- парламентские выборы в Киргизии, ставшие началом формирования первой в Центральной Азии парламентской системы власти;
- председательство Казахстана в ОБСЕ, завершившееся декабрьским саммитом ОДКБ в Астане;
- ставшие очевидными на саммите ОБСЕ провалы в урегулировании карабахского и приднепровского конфликтов и ситуации вокруг Грузии;
- заметное размежевание между Россией и другими прикаспийскими странами СНГ в ходе 3-го каспийского саммита в Баку;
- образование Таможенного союза и единого экономического пространства в составе России, Белоруссии и Казахстана;
- президентские выборы в Белоруссии;
- начало подготовки референдума в Казахстане о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до 2020 года.
Как минимум половина этой «горячей десятки» событий свидетельствует о главном: процесс распада СССР еще продолжается. «Замороженные» конфликты на территории СНГ оттаивают. Надежды на то, что августовская война 2008 года на Кавказе станет последней в стремлении расчертить новые государственные границы в этом регионе, слабеют.
Кажется даже, что сохранять СНГ в нынешнем виде имеет смысл хотя бы для того, чтобы партнеры по Содружеству иногда оказывались рядом за одним столом согласно букве «А» в любом алфавите. Это заставляет верить, что они хотя бы из приличия не перегрызут друг другу глотки. Взаимное недоверие между соседями по бывшей советской коммунальной квартире в уходящем году, к сожалению, только множилось.
Можно сколь угодно долго утешать себя разговорами, что ссорятся только лидеры, а народам делить нечего, но истинное положение дел от этого не изменится. Сколько ни говори «рахат-лукум», слаще во рту от этого не становится. Смена власти в Киргизии и последовавшие за ней беспорядки вынудили обеспокоенную этим Астану на несколько месяцев закрыть границу между Казахстаном и Киргизией. И сколько бы потом ни внушало всему миру руководство Казахстана, возглавлявшее в уходящем году ОБСЕ, что только благодаря его миротворческим усилиям (вывозу из Киргизии свергнутого президента Курманбека Бакиева) удалось упредить угрозу гражданской войны в Киргизии, «осадок» и обида на соседа в Киргизии остались. Там долго еще будут вспоминать, как фактически введенная Казахстаном экономическая блокада больно ударила по повседневной жизни киргизского населения. Цифра не поддается проверке, но киргизские политики каким-то образом подсчитали, что убыток от закрытия Казахстаном границ превысил 1 миллиард долларов...
Не растворился в 2010-м и «осадок», выпавший по всему СНГ после августовской войны на Кавказе. Ни один из российских партнеров по Содружеству так и не признал в уходящем году независимость Абхазии и Южной Осетии. Не пошла на это даже Белоруссия, с немалой выгодой для себя превратившая обещание сделать это в предмет торговли с Москвой.
Между тем, абхазский и южноосетинский лидеры оказались в ряду тех, кто поспешил поздравить Александра Лукашенко с победой на президентских выборах в первые же часы после их завершения, задолго до оглашения официальных результатов. Гг. Багапш и Кокойты оказались в чрезвычайно выразительной компании лидеров Венесуэлы, Ирана, Сирии, Вьетнама, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Армении. Особенно пикантно в этом списке выглядит присутствие Михаила Саакашвили, который, очевидно, не забыл, в каких условиях практически восставшего против него Тбилиси он одержал победу на досрочных президентских выборах в январе 2008 года...
Декабрьская расправа над «бороденками» в Минске может по праву считаться апофеозом и закономерным итогом эволюции Содружества на пути к своему 20-летнему юбилею. С ней может тягаться разве что возникшая под самый Новый год в Казахстане «инициатива снизу» провести референдум о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до конца 2020 года. Удивительные основания подводят под эту инициативу нежно любящие казахстанского «лидера нации» (на казахском это звучит как «елбасы» — А.Д.) соратники: блистательно проведя саммит ОБСЕ, Назарбаев заслужил право оставаться главой государства еще 10 лет, не отвлекаясь на подготовку и участие в таком дорогостоящем мероприятии, как президентские выборы.
Поразительно, но главным толкачом этой вполне совковой идеи стал былой ниспровергатель советских канонов и догм, знаменитый казахский поэт-шестидесятник, автор легендарной книги о славянской письменности «Аз и Я» Олжас Сулейменов. Зачем голосовать и тратить десятки миллионов долларов, если всем и так известен результат, устало, но убедительно рассуждал 74-летний патриарх. Сулейменов, как и подавляющее большинство других прикормленных властью «мастеров культуры», давно стал статусным символом нынешней правящей элиты.
Белорусский и казахстанский варианты «развития демократии» (как аккуратно заметил Дмитрий Медведев после «выборов Лукашенко», он «надеется на дальнейшее развитие демократических процессов» в его стране) обозначают общий для многих стран Содружества тренд. При этом белорусский прецедент жесточайших репрессий в отношении оппозиции оказался нежданным подарком для назарбаевского двора. Разумеется, не указывая пальцем на батьку с его брутальными повадками, начальство в Астане как бы апеллируют к своему свыкшемуся с елбасы электорату: нужна нам такая «демократия», которая грозит «киргизскими» последствиями? Не проще ли сразу принять заведомо известный результат? А «что скажет на это княгиня Марья Алексеевна» в лице Запада, так цену ее недовольства правящая элита в Казахстане знает хорошо: дескать, поворчит, поворчит, и успокоится — сохранить надежные нефтегазовые потоки для нее гораздо важнее.
Москва конечно же тоже признала победу батьки. Кто знает, не соизволит ли он после этого отдать указание выпустить из белорусских «обезьянников» всех россиян, протестовавших на минских площадях вместе с братьями-славянами против глумливого узурпатора, засевшего на западных просторах Союзного государства.
www.ej.ru