Опальный бизнесмен в изгнании Мухтар Аблязов опубликовал сведения, компрометирующие зятя президента Казахстана – Тимура Кулибаева. Он также заявил, что Казахстан может потерять независимость.
ПОМОЧЬ ШАХАНОВУ ФАКТАМИ
- Господин Аблязов, вам известно, что группа казахской интеллигенции во главе с известным поэтом и общественным деятелем Мухтаром Шахановым потребовала от властей снять с обсуждения проект доктрины так называемого национального единства, в противном случае пригрозила начать 17 декабря бессрочную голодовку.
За несколько дней до начала голодовки Шаханов неожиданно отказался от акции протеста в связи с тем, как он сам объяснил, что власть пообещала серьезно заняться проблемой казахского языка и всем тем, что связано с национальным вопросом. К этой дискуссии неожиданно подключились и вы. Чем же вызвано ваше обращение к Мухтару Шаханову?
- У нас с Мухтаром Шахановым давние, исторические отношения. Я не могу сказать, что мы с ним очень часто общались, но были периоды, когда мы с ним встречались по тем или иным вопросам. Получилось так, что, когда я сидел в зоне для особо опасных преступников в поселке Державинка, где-то в феврале 2003 года пришло письмо от Мухтара Шаханова. Мне его не показали.
Но на самом деле этот период в моей жизни был очень сложный. И конечно, когда была полная изоляция, когда ко мне не подпускали ни адвокатов, никого - шел сильнейший прессинг на меня, физическое воздействие. Всё это отдельно я потом как-нибудь позже расскажу.
Конечно, такого рода письма оказывали очень серьезную моральную поддержку. Поэтому я, конечно, был очень благодарен Мухтару Шаханову, это очень важно. И сейчас в этой ситуации, когда человек делает большое дело, существуют разные разговоры, подозрения, разные оценки. И я понимаю, что ему сейчас психологически не просто.
Поэтому у меня возникла мысль его поддержать, но поддержать не просто словами поддержки. Я не могу, как он, писать стихи, я бизнесмен, предприниматель. Поэтому я решил помочь ему конкретными фактами, которыми я сейчас владею. Вот собственно почему и возникло мое обращение к Мухтару Шаханову.
- Господин Аблязов, вы пишете, что «запрос о миллионе гектаров земли – это только отговорка, а истина - в земле». Что конкретно вы имеете в виду под «истиной»?
- Я хочу сказать, что сейчас много говорится о том, что китайские компании очень серьезно и широко присутствуют в Казахстане. Известно, что они присутствуют именно в нефтегазовом секторе. Особенно в нефтегазовом секторе - я хочу это подчеркнуть.
И когда говорится о земле, здесь говорится о ресурсах внутри земли. Поэтому я это имел в виду - истина в земле. Не на поверхности, а под землей, именно в земле. Истина заключается в том, что я потом, видимо, дальше буду делать публикации.
Покажу, что китайские компании, путем подкупа высших должностных лиц, присутствуют в нефтегазовом секторе. Не путем открытого тендера, не путем привлечения других каких-то потенциальных инвесторов, чтобы страна получила максимально выгодно для себя стоимость, а именно путем подкупа высших должностных лиц. И в этом смысле истина находится не на земле, а в земле. Вот что я имел в виду.
УГРОЗА НЕЗАВИСИМОСТИ
- Господин Аблязов, если вы прослеживаете публикации на нашем сайте, как-то в интервью известный культуролог Мурат Ауэзов упомянул о том, что китайские власти владеют тонким искусством дачи взятки. И он заметил о том, что те 10 миллиардов долларов кредита Казахстану тоже были своего рода взяткой. И вслед за этим как раз последовало предложение о предоставлении Китаю одного миллиона гектаров земли.
Как вы считаете, те 10 миллиардов долларов, которые Казахстан получил в качестве кредита от Китая, насколько были необходимы для Казахстана, который в данный момент имеет более 40 миллиардов долларов золотовалютного резерва и Национального фонда?
- Мне кажется, вы уже сами ответили на этот вопрос. Действительно, если у Казахстана существует избыток денежных ресурсов, серьезные резервы собраны, то все эти кредитные линии имеют под собой определенный смысл. Смысл, если проанализировать ту информацию, которую я выставил в Интернете, виден. Это прозвучала просьба Китая именно Казахстану о предоставлении миллиона гектаров земли, не прозвучала просьба каким-то другим странам.
Можно также было сделать предложение России, другим каким-то странам. У многих есть земли, где можно было бы выращивать ту продукцию, о которых говорится в межправительственных соглашениях. Поэтому я хочу сказать, что обращение это не случайно.
Мурат Ауэзов, действительно, большой специалист по Китаю, и он правду говорит, что китайские власти издавна славились тем, что умели осуществлять грамотный подкуп. И материалы, которые я сейчас выставил в Интернете, это подтверждают.
Здесь 25 процентов акций компании «Актобемунайгаз» были заранее проговорены, что они по определенной процедуре будут выставлены на биржу. Есть у нас материалы, которые подтверждают, что оценка была 350 миллион долларов, а китайцы по договоренности с Тимуром Кулибаевым заплатили чуть больше 150 миллионов долларов, и около 170 миллионов долларов ушло в виде взятки. Это ещё раз подтверждает, что, да, действительно это так.
И сейчас, когда стоит вопрос о том, чтобы передать миллион гектаров земли китайцам, здесь вопрос уже не просто о том, чтобы совместно что-то производить. Я считаю, что, когда больше половины нефтегазовых месторождений страны таким подпольным путем передано китайским национальным компаниям, это был первый шаг.
Сейчас второй шаг – земли, и третий шаг - это уже потеря независимости. Я считаю, что была просто продажа национальных интересов. Это не продажа ресурсов, не продажа земли, это - продажа национальных интересов.
КОМПРОМАТЫ ОТ МУХТАРА
- Господин Аблязов, вы утверждаете, что у вас есть эти материалы, которые подтверждают факт подкупа зятя президента Казахстана - Тимура Кулибаева. Насколько эти материалы достоверны и как вы намерены поступить с ними?
- Я хочу здесь прокомментировать какие-то детали. Может быть, когда люди прочитают то, что я выставлю в Интернете, не очень понятно, я хотел бы несколько слов сказать, что было проделано Тимуром Кулибаевым. Я хотел бы сказать, что ещё до того, 29 мая 2003 года, более чем за месяц до этих событий, были зарегистрированы компании, были подписаны договора ещё в апреле, больше чем за месяц до того, как реально торги состоялись.
И в этих договорах четко оговаривается, что должен сделать представитель Тимура Кулибаева, а именно говорится, какая цена будет на бирже, она должна была быть чуть-чуть больше 150 миллионов долларов. И говорится, что за это получит представитель господина Кулибаева, а именно из этих 25 процентов акций практически половина безвозмездно должна была уйти в качестве оплаты за эту услугу Тимура Кулибаева.
Затем через короткое время Тимур Кулибаев эти же акции продал китайским компаниям за сумму почти 170 миллионов долларов, и ещё в промежутке умудрился получить дивиденды с них.
Фактически я просто хочу сказать, что этот пример показывает, что вхождение китайских компаний в нефтегазовую отрасль сопровождалось вот такими схемами. Можно посмотреть каждую сделку, в которую вошли китайские национальные компании. И везде будут найдены такого рода примеры.
То, что сейчас у меня на руках, это, безусловно, достоверно, безусловно. Если у господина Кулибаева есть сомнения, то он должен на меня подать в суд в Англии. Как казахский банк сделал, так он может тоже передать. И мне интересно, как он в этом случае будет защищаться.
Факты у нас абсолютно достоверные, очень подробные договора есть, проводки денег, куда отправлялись эти деньги. Часть, около 50 миллионов долларов, ушла на покупку ему самолета «Боинг», на котором он сейчас летает, остальное мы тоже знаем. То есть у меня документы, которые четко показывают, куда ушли деньги и когда он их получил, прямо траншами. Поэтому документы абсолютно достоверные.
Мне важно, чтобы страна знала о том, что такое происходит. Сейчас особенная ситуация, когда пошел вопрос о земле. И наша страна, я
Тимур Кулибаев, топ-менеджер, зять президента Казахстана.
считаю, взбудоражена этими планами. Я хочу предостеречь о том, чтобы не слушать их заверения. Потому что все равно произойдет обман. Произойдет обман так, как происходило с нефтегазовым сектором, что якобы стране поступают 10 миллиардов долларов. Всё это убаюкивается разными планами, обещаниями.
Фактически мы методично скоро потеряем независимость. Это самое опасное. Поэтому я, если кто-то не верит, готов более подробную информацию дать. Если прокуратура, налоговые службы и министерство финансов действительно борются за доходы, налоги, если комитет национальной безопасности обеспокоен национальной безопасностью страны, если президент страны Назарбаев действительно борется за независимость страны, если это все так, - то должны быть какие-то действия.
Если нет, то тогда все понятно. Понятно, что цель у них просто получать какие-то дивиденды таким образом. И для них независимость страны – пустой звук. Я эти материалы готов прямо в пакете всем заинтересованным сторонам - прокуратуре ли, комитету национальной безопасности, министерству внутренних дел, министерству финансов - всем выслать. Если действительно они болеют за страну.
- Господин Аблязов, эти материалы в Интернете разместили вы или вы эти материалы сами достали из Интернета?
- В Интернете разместил я.
- Господин Аблязов, ещё я не могу не спросить о тех материалах, которыми вы владеете и в которых говорится о подкупе зятя президента Тимура Кулибаева. Есть ли у вас надежда или вера в то, что эти материалы будут иметь резонанс в Казахстане или за рубежом?
- Они будут иметь резонанс и за рубежом, и внутри Казахстана, потому что я в течение короткого срока очень тщательно покажу, каким образом шла продажа национальных интересов. Это выбор для наших граждан - хотят они быть независимыми или хотят так, чтобы через какое-то время проснулись и поняли, что у них нет независимости. Это первое.
За рубежом тоже будет очень много публикаций, и те материалы, которые я выпущу, безусловно, ответят интересам различных изданий. Для многих западных компаний сразу возникает вопрос: как же так получается? Они могли участвовать в открытых тендерах прозрачно, и теперь становится понятно, почему их не допустили и почему китайские компании сумели проникнуть, именно проникнуть путем подкупа высших должностных лиц. Если эта власть никак не отреагирует на это, тогда будет понятно, чья эта власть и как она работает.
- Господин Аблязов, если мы что-то упустили или если вы что-то ещё хотите добавить, пожалуйста, у вас есть время.
- Знаете, что я хотел бы сказать? Там очень интересные подробности. Может быть, трудно разобраться, могу устно ещё раз сказать. До самого аукциона на фондовом рынке произошла договоренность: 25,12 процента были выставлены на аукцион таким образом, чтобы цена сложилась именно чуть больше 150 миллионов долларов.
Первое. Фактически люди Тимура Кулибаева, пользуясь своими возможностями, манипулировали фондовыми биржами. И заранее все описали, и потом получили эти акции безвозмездно за то, все это они сделали. И в этих документах все это написано. Они получили 12,5 процента акций безвозмездно, то есть китайцы половину от того, что приобрели, отдали им бесплатно.
Позже я вам буду показывать на других примерах, как они также поступили со многими другими предприятиями. Также они покупали,
Офис национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" в Астане.
также потом половину отдавали безвозмездно. Это вопрос будущей публикации. Я хочу, чтобы на этом примере все поняли, как действует Тимур Кулибаев.
Ещё хотел бы сказать, что он действует не один. В постановлении от 2003 года говорится, что контроль за исполнением - на Кариме Масимове, то есть эту сделку он делал вместе с Каримом Масимовым. На самом деле эти акции были в управлении компании Access Industries. Эта компания в свое время была близка бывшему премьеру Даниалу Ахметову. Затем компания Access Industries отодвигается в сторону, и идут манипуляции с этими акциями.
Вы должны понимать: чтобы отодвинуть компанию, которую поддерживал Даниал Ахметов, нужны были большие силы, чем сам премьер-министр. У нас единственный человек, который обладает большими полномочиями, чем премьер, - это президент страны. Вот вам ответ на все вопросы, каким образом и почему происходила так называемая тихая приватизация. Люди не могут понять, за что получены деньги. А я хочу сказать, что половина этих акций безвозмездно была передана Тимуру Кулибаеву, а потом он за неё получил деньги.
- Господин Аблязов, разве компания Access Industries не принадлежала американскому предпринимателю, бывшему выходцу из Советского союза Лео Блаватнику?
- Да, она принадлежала Лео Блаватнику. Я просто говорю, что она просто поддерживалась в своей деятельности внутри Казахстана Даниалом Ахметовым. Это не секрет, это все знали. Известно, что все крупные компании обязательно кто-то должен поддерживать сверху.
Если такую серьезную компанию отодвинули от 25 процентов акций «Актобемунайгаза», то это должны быть более влиятельные силы. Вот и все. Конечно, она не принадлежала Даниалу Ахметову, просто он их поддерживал. Это известный факт, было много публикаций по этому поводу.
ГЛАС НАРОДА
- Если вернуться к Мухтару Шаханову. Некоторые политики считают, что Мухтар Шаханов озвучивает некий сценарий, играет ложную роль, симулируя кампанию протеста. Говорят, что и проект доктрины так называемого национального единства является просто средством отвлечения масс от потенциала истинного протеста. Выходит, вы добавляете голос в заведомо фальшивый сценарий?
- Я сразу сказал вам, почему я обратился к Мухтару Шаханову с этим письмом. Потому что я знаю: когда какой-то человек действует, всегда существуют разные мнения, так называемые интерпретации. Я помню, что в 2001 году, когда мы организовали «Демократический выбор Казахстана», очень много было разговоров, что это власть нам приказала, но было очень смешно потом наблюдать за этими слухами.
Потому что получается, мы по просьбе власти это сделали. Потом по просьбе власти нас посадили в тюрьму. Потом по просьбе власти каждый из нас провел достаточно длительный период в тюрьме. Потом по просьбе власти мы вышли из тюрьмы. Очень такая изобретательная власть, и люди собой жертвуют для того, чтобы сформировать какое-то интересное «кино».
Поэтому я не сомневаюсь: что бы ни делал Мухтар Шаханов, всегда вокруг этого будут разные разговоры. Я для себя считаю, что это поэт и он - как глас народа. Он выражает интересы и чаяния нашего народа. Я именно поэтому обратился к нему, чтобы поддержать его. А все эти слухи, разговоры - это только время подтвердит, кто прав.
- У вас нет опасений того, что многие представители интеллигенции, которые в свое время поддержали Мухтара Шаханова, могут отказаться? Как в интервью нашему радио Азаттык предупреждал тот же известный интеллигент Герольд Бельгер, власть постарается кого-то из них подкупить разными, скажем, званиями или квартирой и так далее. В итоге Мухтар Шаханов просто останется один?
- Раздавать будет что-нибудь власть. И квартиры, и ордена - всё это будет. Но я думаю, что эту же тему невозможно будет замолчать. Потому что сейчас вопрос стоит уже, я считаю, о независимости страны. Я ещё раз повторяю: идет предательство национальных интересов, идет откровенное предательство национальных интересов. Я думаю, что это уже замолчать будет невозможно.
ОТСУТСТВИЕ КОМПРОМИССА
- По общему мнению, нынешняя судьба Мухтара Джакишева напрямую связана с тем, что он является вашим другом. Однако первая жертва нынешней борьбы с коррупцией по-казахстански, Жаксыбек Кулекеев, вернулась на позицию топ-менеджера. Вы, наверное, уже знаете об этом.
Есть информация, что и Рахат Алиев имел тайную встречу с представителем Нурсултана Назарбаева и ищет компромисс. Как вы всё это можете прокомментировать и не ищите ли вы сами пути компромисса с Назарбаевым, не начиная открытую политическую борьбу? Складывается впечатление, что вы предпринимаете точечные атаки, оставляя поле для любого другого маневра.
- Я могу сказать следующее. Как я приводил пример с «Демократическим выбором Казахстана», чтобы я ни делал, если я занимаю активную позицию, все считают, что я договорился с Назарбаевым. Не занимаю – тоже считают, что договариваюсь с Назарбаевым. К этому я уже привык, и я делаю то, что делаю. И опять же время покажет, кто что делает.
Я могу точно сказать, что я не бездействую. И это видно по тому, как действует власть. Вы знаете, что 12 человек осудили. Я, пользуясь случаем, хотел бы выразить свое возмущение. Есть простые примеры, когда люди просто брали кредит и просто погасили. И их объявили, что они члены организованной преступной группы.
В чем здесь преступное действие заключается, если они взяли кредит, а потом его погасили? Банк получил доходы, бюджет получил налоги, все погашено, все разрешено. И им дали по пять лет. Притом там одна женщина, у неё ребенок и мать-пенсионерка, она в одиночку воспитывает ребенка.
То есть власть сейчас не щадит никого, она беспощадна ко всем. И по тому, как происходит с моими бывшими сотрудниками банка, как преследуют людей, которые со мной работали и продолжают работать, все видно. Я думаю, это все видно. Если бы кто-то со мной искал компромисс, то такого не было бы.
ПОМОЩЬ ДЖАКИШЕВУ
- Господин Аблязов, сейчас в Астане продолжается судебный процесс по делу Мухтара Джакишева. При последней поездке жены Мухтара Джакишева – Джамили - в Лондон, она заявила о том, что вы пообещали помочь Мухтару Джакишеву. У вас остается это намерение и чем вы можете помочь Мухтару Джакишеву?
- Я не буду сейчас детально говорить, чем я буду помогать, но я скажу следующее: Мухтар Джакишев пострадал не только потому, что мы с ним близкие друзья. Он в первую очередь жертва этого режима. Режим преследует, уничтожает лучших людей страны: правозащитников, журналистов, бизнесменов, политиков. И только тогда, когда это будет сделано, тогда будет потеряна независимость страны.
Эту страну распродают, притом нагло распродают и делят её. Много вопросов мне задают, из-за чего пострадал Мухтар Джакишев. Я хочу сказать, что это система уничтожает независимых людей, чтобы они не мешали им совершать ее преступления. Как я буду помогать? Я буду помогать всем, что имею, всеми своими возможностями.
- Спасибо за интервью, господин Аблязов.
rus.azattyq.org