Сейчас много говорится о несостоявшейся Доктрине национального единства Казахстана.
Общество негодует, власти в панике. За последние несколько недель представители Администрации Президента РК и Ассамблеи народа Казахстана неоднократно побывали в Алматы, где в неформальной обстановке вели переговоры уже не только с командой М. Шаханова, но и многочисленными представителями научной и творческой интеллигенции, которые открыто выражают недовольство проводимой государством этнополитикой.
В общем, ходоки обещали снять пока с повестки проект доктрины, по которому в СМИ развернулась настоящая травля М. Шаханова и представителей этноориентированных казахских движений и организаций. Крикунов оказалось даже больше, чем можно было бы себе представить.
Среди них известные в Казахстане люди – политики, эксперты, журналисты, политологи и много еще кто. Не будем их перечислять. Их имена у всех на слуху. Просто теперь стало понятно как в действительности эти наши граждане (или сограждане, в общем, как им удобно) пекутся о будущем нации.
Складывает такое ощущение, что вызвав общественное негодование по поводу проекта Доктрины национального единства Казахстана, власти страны умышленно выводят из поля зрения общественности другую, более серьезную тему, которая касается вопросов национальной безопасности и целостности страны. Речь идет о событии, имевшем место 4 декабря этого года на совещании Совета иностранных инвесторов. Тогда президент Казахстана Н. Назарбаев сообщил о предложении правительства Китая о предоставлении 1 миллиона гектаров казахской земли под китайский сельскохозяйственный проект. Причем сказал он это не случайно, не просто так, а именно накануне приезда председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в Казахстан.
На радио "Азаттык" появилась информация на эту тему, по которой "заранее, по указанию премьер-министра К. Масимова в стране проводится подробный кадастр земель четырех – Алматинской, Южно-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской – областей. Именно якобы под земли, которые были бы пригодны для выращивания именно этих культур, которые никогда не выращивались у нас". В данном случае речь идет о разведении сои и рапса в ряде регионов Казахстана. Значит, радио Азаттык говорит правду, поскольку "разговор идет именно о тех плантациях, которые китайские власти собираются организовывать здесь. Раз уж сам президент страны озвучил это предложение, то это очень серьезный вопрос".
Власть опять в панике. Устами премьер-министра К. Масимова в общество дается сигнал: "Никто китайцам землю не отдаст" (заявление Премьер-министра К. Масимова). "У нас в Конституции, во всех законах все очень четко написано и по земельному кодексу запрещено, земля может принадлежать только гражданам Казахстана".
Но это заявление звучит не убедительно. К. Масимов не говорит, что не отдаст землю в аренду иностранцам, в данном случае китайцам. Он ни слова не сказал о том, кто будет выращивать сою и рапсу, наши или китайцы. Наконец, он ни слова не сказал о том, что по действующему земельному кодексу землю можно сдавать тем же китайцам в аренду на 49 лет.
Дьявол кроется в деталях. Как метко заметил К. Сыроежкин, для того чтобы обработать один гектар, в среднем, требуется три человека. Миллион гектаров – это пять миллионов китайцев. Причем, использовать казахстанскую рабочую силу Китай не будет ни в коем случае.
Какие еще аргументы нужны?
Получается, что все разговоры имеют под собой почву. И не сегодня так завтра возможность передачи 1 млн. гектаров земли нашим соседям может стать вполне реальным сценарием развития ситуации.
Почему напрашивается такой вывод? Да потому что ситуация изначально получается странная За исключением просьбы К. Масимова "не создавать ажиотаж вокруг информации о возможной передаче Казахстаном в аренду сельскохозяйственной земли Китаю", не было озвучено ни вразумительной позиции Казахстана, ни подробной информации, ни какого либо уточненного комментария по этому поводу со стороны ответственных лиц. Хотя, по хорошему, раз уж Глава государства Н. Назарбаев сам озвучил такой сценарий, именно он и должен был его опровергнуть. Но раз эта деликатная миссия поручена К. Масимову, то значит, наш президент чего-то не договаривает. Он ведь прекрасно понимает, что все разговоры развернулись вокруг его слов, озвученных им на встрече с иностранными инвесторами. Почему же он молчит? Между тем, именно это обстоятельство и запутывает ситуацию, приводя к неутешительным выводам. Появляется сразу неколько версий.
Версия первая. Начавшиеся разговоры о возможной передаче Казахстаном в аренду сельскохозяйственной земли Китаю – это результат давления китайской стороны на казахстанское руководство, "наш вынужденный ответ на ненавязчивый китайский кредит", если так можно выразится. Неформально руководство Казахстана могло пойти на встречу китайской стороне в вопросе о предоставлении китайским сельхозпроизводителям казахстанских земель.
Есть и вторая версия, правда, из разряда конспирологических. Это заявление, вернее слова руководителя страны, есть не что иное как зондаж общественного мнения. Цель –взбудоражить этноориентированные казахские движения и организации, дабы проверить на что они способны. Ведь не секрет, что именно они сегодня активно оппонируют властям, при этом количество их стороннииков растет с каждым годом. А заодно проверить на зрелость все общество, чтобы получить более или менее ясную картину на что люди готовы ради таких священных понятий как "земля" и "родина".
Но если это зондаж общественного мнения, то зачем этого делать? Для чего? Смысл то какой? Все прекрасно понимают, что пока в Казахстане остались здравомыслящие люди, а их надо полагать, все же большинство населения, никто не одобрит эту смертельно опасную для страны и ее будущего затею. Ведь отдать китайцем землю в аренду равносильно предательству интересов страны и народа. В этом никто не сомневается.
Дальше нам даже не хочется комментировать. Если все разговоры про аренду земли имеют реальную почву, если у властей страны действительно назревают подобные планы, то вывод здесь простой и понятный – над целостностью Казахстана нависла реальная угроза. Пока же мы можем только констатировать, что начало таких разговоров, инициированных властью – это начало опасной игры со своим народом, которое может привести к непредсказуемым последствиям, как для самой власти, так и для всей страны.
Хочется надеяться, что политическое руководство страны понимает всю серьезность и опасность данной ситуации и в скором времени предоставить общественности детальное разъяснение по данному вопросу, публично и на самом высшем уровне. Сегодня весьма очевидно, что замалчивание либо попытки решить этот злободневный для всего общества вопрос в "закрытом режиме" может только дестабилизировать ситуацию в стране и спровоцировать массовые волнения в народе. Важно исходить из того понимания, что народ Казахстана никогда не поддержит Акорду в вопросе о передаче земли иностранному государству. Это принципиальный для каждого гражданина Казахстана вопрос. И самое главное. В такой игре победителей не бывает. Мы все можем оказаться проигравшими.
Мухит АСАНБАЕВ, Талгат МАМИРАИМОВ, Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры
zonakz.net