Бывший глава казахстанского КНБ Альнур Мусаев выступил с сенсационным заявлением в австрийской массовой газете Krone. Оно касается бывшего зятя президента Казахстана Рахата Алиева.
В выпуске за 22 августа австрийская газета Krone известила о том, что его журналисты в пятницу ночью, 21 августа, побеседовали с бывшим высокопоставленным опальным чиновником, скрывающимся в Австрии от властей Казахстана и осужденным там на длительный срок тюремного заключения за особо тяжкие государственные преступления.
Мусаев подтвердил обвинения в отношении Алиева
Согласно Krone, в ходе беседы Альнур Мусаев подтвердил, что обвинения в организации похищения топ-менеджеров казахстанского "Нурбанка", предъявленные Астаной бывшему заместителю КНБ, бывшему послу республики при ОБСЕ в Вене Рахату Алиеву, соответствуют действительности.
Мусаев также недвусмысленно дал понять, что две попытки похищения, предпринимавшиеся в отношении его самого на территории Австрии, были произведены именно из-за того, что он владел следующей информацией: похищение сотрудников "Нурбанка" было организовано Рахатом Алиевым.
Рахат АлиевBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Рахат АлиевБолее того, бывший глава КНБ со страниц Krone обвинил Алиева в том, что тот и до истории с "Нурбанком" давал указания похищать и убивать людей, и это самому Мусаеву было известно.
Мусаев о связях Алиева в Вене
Напомним, что до выхода статьи в "Кроне" Альнур Мусаев в глазах западной общественности считался ближайшим доверенным лицом Рахата Алиева, в отношении обоих лиц Астана требовала от Вены разрешения на экстрадицию в качестве преступников, проходящих по общему комплексу уголовных дел, и обеспечение нахождения обоих лиц в Австрии, включая и их охрану, проводилось, судя по информации в прессе, в рамках одной программы.
В свою очередь, согласно Krone, Альнур Мусаев объяснил ту терпимость, с которой австрийские власти относятся к пребыванию Алиева на их территории и к его деятельности там, связями бывшего дипломата в австрийском политическом истеблишменте, особенно среди бывшего руководства МВД Австрии, а также экономическими интересами, которые Австрия имеет в богатом природными ресурсами Казахстане.
Мусаев отметил, что Рахат Алиев стал налаживать политические контакты с Австрией еще в 1992 году. Также Мусаев дал свое объяснение расхождению, которое в начале 2000-х произошло между Алиевым и его тогдашним тестем, президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Это расхождение, как пишет бульварная газета, ссылаясь на Мусаева, наметилось в 2001 году и было с одной стороны связано со все большим участием Алиева в финансовых операциях "Нурбанка", а, с другой, в политических амбициях младшего родственника.
КНБ в поле зрения парламентской комиссии
На вопрос о том, что побудило Мусаева изменить позицию и сделать заявления против Алиева, Krone, ссылаясь на своего собеседника, отвечает так: причина в моральной ответственности и осознании определенной вины как человека, знавшего о похищениях и иных преступлениях, совершенных Рахатом Алиевым.
Интересен контекст, на фоне которого появился материал в Krone. 26 августа запланировано первое рабочее заседание временной комиссии австрийского парламента, где с Казахстаном связана целая группа вопросов. Комиссия была создана в июле нынешнего года и ее цель – выяснить, в какой мере ряд видных политиков, в частности, депутаты парламента, стали объектами манипуляций иностранных спецслужб и каковы рамки, в которых депутаты могут пользоваться засекреченными сведениями, а тайные службы – препятствовать парламентариям в использовании информации, полученной по их собственным каналам.
Заявление Мусаева окажет влияние на работу парламентской комиссии
В частности, к этой группе вопросов относится изучение ситуации с рядом депутатских запросов об основаниях для пребывания Алиева и Мусаева в Австрии, поступавших в правительство страны – в Вене звучат обвинения, что авторы запросов были "простимулированы" Астаной (Австрийские журналисты сообщали, что в качестве ответа на один из таких запросов из правительства поступило извещение, что в данном случае речь идет об интересах Австрии и государственной безопасности, поэтому информация депутату, направившему запрос, предоставлена быть не может).
Кроме того, судя по сообщениям австрийской прессы, в частности, журнала Profil, предметом разбирательства комиссии также станет вопрос о роли ряда политиков в попытке похищения Альнура Мусаева – говорится о том, что австрийское ведомство по охране конституции и борьбе с терроризмом BVT располагает данными о наличии такой роли и об активности, проявленной КНБ на этом поле. Очевидно, что заявление самого Альнура Мусаева в Krone существенно изменяет указанный выше контекст.
Астана больше не настаивает на выдаче бывшего шефа КНБ?
Krone пишет, что незадолго до того, как Альнур Мусаев выступил со своим видением "дела Алиева", Астана отозвала из Вены запрос на экстрадицию бывшего главы КНБ. Впрочем, австрийское информационное агентство АРА вскоре после выхода статьи в Krone, известило, что в минувшую пятницу министерство юстиции Австрии информацию об отзыве запроса не подтвердило.
В свою очередь, на интернет-странице самого Рахата Алиева в "Живом журнале" указано, что соответствующее заявление было направлено прокуратурой Казахстана 22 июля, а 14 августа Альнур Мусаев отозвал свои свидетельские показания, данные суду в Вене в октябре 2007 года.
В свою очередь, в прессе и в среде инсайдеров с весны 2009 года курсирует информация о том, что после смены правительства в Австрии Рахат Алиев утратил в Вене значительную долю той поддержки, которой пользовался ранее, и это не могло не отразиться на положении и настроениях ряда лиц, бежавших вместе с ним из Казахстана.
Немецкая волна