Если по делу моего мужа не состоится открытого судебного разбирательства, буду вынуждена сама разобраться во всех сделках, связанных с урановыми месторождениями, и предать гласности все, что мне станет известно.
На этой неделе я узнала о том, что следствие по уголовному делу в отношении Джакишева Мухтара закончено. К сожалению, в связи с секретностью этого дела я не знаю, за что конкретно собираются привлечь к суду моего мужа. Адвокат, допущенный к делу, не может понять, что именно в предъявленном ему для ознакомления деле является секретным. Из-за пресловутой секретности он даже боится отвечать на самые простые мои вопросы. Как он будет защищать Мухтара в таких условиях, нам обоим просто непонятно.
В этой связи я хочу поставить некоторые из этих вопросов перед Вами, господа. Тем более что речь в них идет о вещах, освещающихся в средствах массовой информации и интересующих многих граждан нашей страны. Возможно, сейчас действительно пришло время разобраться, кому, каким образом и когда достались недра Казахстана, богатые ядерным топливом.
Поскольку КНБ обвиняет моего мужа в хищении урана, очевидно, пришло время прояснить некоторые обстоятельства!
В 2004 году было создано ТОО “Бетпак Дала”, которому в последующем было передано право недропользования на месторождения природного урана Акдала и Инкай. Вопрос о том, кто именно владел этим ТОО и каким образом оно получило права на разработку таких богатых месторождений, я пока не буду обсуждать. Как говорится, всему свое время. Поговорим о том, что произошло дальше.
Через некоторое время реальные владельцы ТОО “Бетпак Дала” решили продать свои доли в этом ТОО иностранным компаниям. Согласно казахстанскому законодательству правом преимущественного выкупа в данном случае обладает государство, что, на мой взгляд, вполне справедливо, так как богатства наших недр принадлежат народу Казахстана и его правительство должно иметь право обладать ими в первую очередь. Однако письмом № 01.05-9048 от 3 ноября 2005 года Министерство энергетики и минеральных ресурсов отказалось от реализации своего приоритетного права недропользования и продажи (прямой или косвенной) на вторичном рынке. Копия этого документа была опубликована в одной из газет. В последующем письмом №14-01-3462 от 20.04.07 г. Министерство энергетики разрешило компании UrAsia Energy Ltd, участнику ТОО “Бетпак Дала”, размещение 100% акций на фондовых биржах.
Поскольку вопрос о законности передачи права на недропользование в даном случае имеет принципиальный характер, я хотела бы прояснить ситуацию и узнать следующее:
1 Подписывал ли В. Школьник, будучи министром энергетики и минеральных ресурсов, письмо № 01.05-9048 от 3 ноября 2005 года об отказе правительства от реализации приоритетного права на недропользование в 70% доли участия в ТОО “Бетпак Дала” и 30% доли участия в ТОО “Кызылкум”?
2 Соблюдены ли все предусмотренные законом процедуры при совершении сделок по продаже долей в юридических лицах, владевших правом недропользования в отношении месторождений Акдала и Инкай и не ущемлены ли при этом интересы народа Казахстана?
3 Проверяли ли компании UrAsia Energy Ltd и Uranium One законность сделок по приобретению долей в ТОО “Бетпак Дала”, а следовательно, и права на недропользование на указанных месторождениях?
4 Насколько правомерно право недропользования принадлежит иностранным компаниям в настоящий момент и собирается ли Генеральная прокуратура предпринимать что-то, чтобы вернуть это право государству?
Если по делу моего мужа не состоится открытого судебного разбирательства, буду вынуждена сама разобраться во всех сделках, связанных с урановыми месторождениями, и предать гласности все, что мне станет известно.
ВРЕМЯ, РК