Власти республики стараются тщательно скрывать участившиеся факты самоубийств, поскольку это резко диссонирует с громогласными заявлениями руководства Казахстана о неуклонном росте макроэкономических показателей развития страны.
Власти республики стараются тщательно скрывать участившиеся факты самоубийств, поскольку это резко диссонирует с громогласными заявлениями руководства Казахстана о неуклонном росте макроэкономических показателей развития страны.
"Чёрный феномен" – именно так называют в Америке самоубийство, которое во многих странах по-прежнему остаётся головной болью для общества. К сожалению, сегодня многие граждане Казахстана равнодушно относятся к суициду. Если же "чёрный феномен" оборвёт жизнь кого-либо из родных и близких, то наступает растерянность и мучительный поиск ответов на больные вопросы: "Почему именно он или она?", "Как такое могло случиться с ним?". Если верить экспертам, то каждые сутки минимум один восточноказахстанец заканчивает жизнь этим способом, а в самом Усть-Каменогорске ежегодно уходят на тот свет в среднем от 100 до 200 суицидентов (это по заниженным оценкам). Почему это происходит и можно ли это остановить?
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), сегодня Казахстан занимает третье место в мире по количеству суицидов. Официальная статистика по количеству суицидов в Казахстане не оглашается. Однако приводимые независимыми экспертами цифры свидетельствуют о том, что проблема самоубийств уже принимает угрожающие масштабы, стабильно закрепляя за Казахстаном одно из "лидирующих" позиций в мире по количеству суицидов. Высокий уровень безработицы в стране, снижение реальных доходов и, как следствие, падение уровня жизни, особенно, на периферии, порождают у казахстанцев неверие в будущее и снижают планку самооценки личности!
Согласно приведенной ВОЗ информации, если в год суицид совершают около миллиона людей, то восемь тысяч из них – казахстанцы, абсолютное большинство из которых - это лица трудоспособного возраста. Если во всем мире каждые 40 секунд происходит одно самоубийство, то почти каждый час в Казахстане кто-то добровольно расстается с жизнью.
За 2005 год, в Казахстане в результате суицида умерло 3 919 человек, 3 283 из них - мужчины. Уровень суицида среди казахских женщин - 11,1 случаев на 100 тысяч в возрасте от 15 до 24 лет. В то время как в США этот показатель составляет 2,9 на 100 тысяч женщин в той же возрастной группе. Американская пресса тоже как-то пыталась анализировать уровень суицида в Казахстане. В то время, когда представители масс-медиа США проводили расследование обстоятельств гибели супермодели Русланы Коршуновой - уроженки Алматы, работавшей в Соединенных Штатах, им стало известно о том, что показатель самоубийств среди молодых женщин в Казахстане более чем в три раза превышает показатель в США.
В то же время, власти республики стараются тщательно скрывать участившиеся факты самоубийств, поскольку это резко диссонирует с громогласными заявлениями руководства Казахстана о неуклонном росте макроэкономических показателей развития страны. К сожалению, постоянный рост цен, сводит на нет все начинания властей. Люди живут в ожидании резкого повышения тарифов на коммунальные услуги.
Причины самоубийств могут быть различными. Однако сейчас в Казахстане широко известны случаи, когда люди решаются на суицид уже по политическим и экономическим мотивам. Принято считать, что в кризисный период возрастает количество суицидов. Так и в Казахстане во время финансового кризиса в стране наблюдались суициды по экономическим мотивам, когда люди, не имея возможность погасить проценты полученного кредита, шли на самоубийство.
Особенно это явление обострилось во время т.н. "кампании по принудительному погашению кредитов и ипотечных займов". Многие банковско-финансовые структуры для "эффективного" решения проблемы задолженности заемщиков не ограничивались законными методами и активно прибегали к услугам криминальных структур. Следствием такой практики стали панические настроения среди кредитополучателей, что неизбежно привело к росту фактов самоубийств.
Тяжелое экономическое положение в стране болезненно сказывается, прежде всего, на молодежи. Не следует забывать, что преобладающее большинство студентов живет в арендуемых квартирах, и рост цен больно бьет по скудному бюджету граждан.
Общая неблагоприятная картина в этой сфере еще больше усугубляется тем, что на сегодняшний день, Казахстан занимает одно из "лидирующих" мест в СНГ по числу суицидов среди подростков. Возраст молодых людей, совершающих суицид, в среднем составляет от 14 до 17 лет. В основе причин роста количества детского и юношеского суицида лежат - одиночество, отчужденность. В частности, у большинства самоубийц родители не в состоянии найти стабильную работу, чтобы обеспечить минимальные потребности своих детей. Другим немаловажным аспектом увеличения количества суицидов является распространение алкоголизма и наркомании.
Особую обеспокоенность вызывает также наличие такого негативного социального явления в воинских частях и подразделениях Вооруженных сил Казахстана. По итогам 2008 года, в стране было зарегистрировано 39 фактов суицида среди военнослужащих. 23 октября с. г. в Актюбинской области в помещении в/ч №30238 Минобороны повесился военнослужащий. Что подвигло его на суицид, не известно, ведь ему оставалось всего несколько дней до демобилизации. В Караганде свел счеты с жизнью 22-летний солдат срочной службы. Он был призван в Актюбинской области и прослужил в армии всего три месяца. В Шымкенте, 32-летний младший сержант в/ч №10216 министерства обороны Казахстана покончил жизнь из-за конфликта с родственниками.
Это указывает на то, что самоубийства в армии обусловлены не только неуставными взаимоотношениями (т.н. "дедовщина"), их причины носят более системный характер, связанный с социально-экономическими и морально-психологическими факторами.
Исходя из вышесказанного, можно нарисовать общий портрет суицида. Как считает большинство ученых, суицидальное поведение - это результат социально-психологической дезадаптации личности, происходящей либо вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, либо при субъективной интерпретации индивидом жизненных проблем как неразрешимых (то есть суицид - это реакция на выпадение человека из общества и невозможность решить свои проблемы). Несмотря на то, что приведенные факты не вписываются в рамки пропагандистского тезиса о "казахской модели экономического чуда" и их официальное признание руководством Казахстана было бы равносильно признанию собственной несостоятельности управлять государством, власти РК, тем не менее, осознают невозможность дальнейшего игнорирования факта наличия в казахском обществе серьезной проблемы суицида.
Вопреки демагогии, разведенной руководством Казахстана по поводу заботы о нуждах простого народа, суровые реалии республики таковы, что благополучие и будущее казахского народа элементарно стали "разменной монетой" в реализации параноидальных внешнеполитических амбиций власти, которую больше интересуют председательство в ОБСЕ и собственный имидж в глазах международного сообщества, нежели решение острых вопросов во внутренней политике.
ЗОНА.кз