На самом же деле ничто не мешает Алиеву обнародовать имеющиеся у него факты и подтвердить их документами.
О своей готовности инициировать в Австрии расследование убийства одного из лидеров казахстанской оппозиции Алтынбека Сарсенбаева заявил на днях в Вене Рахат Алиев. А для начала предложил Рыспеку Сарсенбайулы, брату убитого, отбросить взаимные обиды.
Сам Рыспек Сарсенбайулы в интервью «Республике» заметил, что никаких взаимных распрей не было и быть не может, поскольку он никогда лично не связывался...и не общался с Рахатом Алиевым:
- Лично я ему не верю, потому что и раньше он обещал дать мне имеющиеся у него материалы по этому делу. Вместе с Сергеем Дувановым мы собирались поехать в Европу, чтобы получить обещанные документы. Мы оформили визы, взяли билеты на самолет, а он отменил свое решение, сказал, что позже. После этого прошло еще несколько месяцев, и он сказал, что не может дать нам документы. Я ему через прессу задавал вопрос, хотел выяснить, действительно ли у него есть документы, о которых он постоянно говорит. Он не ответил, видимо, посчитав, что я задаю неудобные вопросы.
- Рахат Алиев заявил, что если вы откажетесь, он сам доведет дело до австрийского суда...
- Нет гарантий, что он и на этот раз не обманывает. Пока он лишь искусственно создает информационный повод. На самом же деле ничто не мешает Алиеву обнародовать имеющиеся у него факты и подтвердить их документами. Если у него действительно есть какие-то настоящие документы или улики, подтверждающие чью-то вину, то он и без меня может подать заявление в прокуратуру или судебные инстанции той страны, где он сам проживает.
- Вы полагаете, австрийское правосудие сможет что-то сделать?
- Я полностью поддерживаю поступок Рахата Алиева, если у него действительно есть какие-то документы, если он подаст на прокуратуру или судебные органы заявление и будет инициировать продвижение этого дела. А будет или не будет это рассмотрено, конечно, большой вопрос, на который у меня, к сожалению, нет ответа. Но это зависит не только от законодательства этой страны, но и от ситуации в большой политике.
...Но что, действительно, сможет сделать австрийское правосудие, даже если бывший зять Назарбаева действительно обладает неопровержимыми доказательствами причастности к смерти политика высших чиновников Казахстана? Мнения респондентов «Республики» по данному вопросу разделились.
- Я, честно говоря, не знаю, действительно ли есть такие документы или их нет. Могу только предположить, что данный вопрос г-н Алиев поднимает вновь для того, чтобы в очередной раз возбудить интерес общества к своей персоне, — заметил политолог Бурихан Нурмухамедов. — Вопрос не заключается в том, заинтересована ли австрийская сторона расследованием данного дела. Судебная и правоохранительная системы самостоятельны, и они действуют в рамках закона. Если законом это предписано, они не могут отказаться от этого.
А вот руководитель фонда им. Алтынбека Сарсенбаева Айдос Саримов, который долгое время работал помощником убитого политика, сомневается в заинтересованности австрийской стороны. При этом он не исключает, что какие-то документы по этому делу действительно находятся в руках Рахата Алиева.
- Прочитав книгу, я ничего не нашел для себя нового. Но если он выдаст, наконец, обещанные документы, я лично буду только рад. Рахат Алиев на сегодняшний день в силу понятных причин является одним из самых информированных источников. Возглавляя известные нам структуры, он имел возможность получить такие документы, — предположил Айдос Саримов. — Понятно, что в Австрии не самое слабое правосудие. И, я думаю, если бы это преступление было совершено там, то австрийское правосудие, может быть, и могло бы поднять этот вопрос.
Приблизительно такого же мнения придерживается и руководитель аналитического отдела Института политических решений Рустам Бурнашев:
- Может быть, какие-то документы и есть. Их нужно видеть, чтобы их как-то оценивать. Но другой вопрос — их содержание. И я не думаю, что этому делу можно придать какое-то международное значение. Какое отношение к данным событиям имеет Австрия? Я понимаю, если бы речь шла о каком-то международном суде. А так, мне кажется, осуществить это технически невозможно.
Между тем, представители Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности отмечают, что, на первый взгляд, австрийский суд вообще не должен принимать это дело к рассмотрению, поскольку преступление совершено в Казахстане. Другое дело, если Алиеву удастся доказать, что преступление было запланировано в Австрии.
- С правозащитной точки зрения на объективное, профессиональное и беспристрастное правосудие там надежды есть, — заявил сотрудник КМБПЧиСЗ Андрей Свиридов.
...По мнению всех без исключения респондентов «Республики», пора бы уже Рахату Алиеву раскрыть имена и опубликовать документы, как он это уже не раз обещал. И так уже доверия к его словам, говорят участники опроса, становится все меньше и меньше — скоро на его призывы просто никто не будет обращать внимания.