«Черная касса» и офис в Вене
Версия, изложенная в письме, показалась нам любопытной еще и потому, что после выброса в Интернет видеозаписи допроса арестованного экс-главы «Казатомпрома» история с «урановым делом» начала приобретать характер политического триллера.
КНБ ищет «козла-провокатора» в своем собственном стане, а следователи тем временем пытаются выжать с обвиняемого подпись, удостоверяющую его ознакомление с делом. Во всяком случае, именно такие выводы напрашиваются после разговора с Жамилей Джакишевой. Но вначале текст письма, содержание которого вполне тянет на сенсацию.
Засекретили из-за Рахата?
«Уважаемые «республиканцы»!
А Вы в курсе, что всю оперативно-следственную группу по делу НАК «Казатомпром» посадили под «домашний» арест? Пытаются выяснить, кто сделал видеозапись показаний Мухтара Джакишева и затем «слил» их в Интернет?
Если нет, то сообщаю, что появление видеозаписи в Интернете в свободном доступе произвело эффект землетрясения. Очень сильно напряглись россияне, которые начали задавать вопрос, что бы данная утечка значила?
Сообщаю также, что уголовное дело против Мухтара Джакишева, в принципе, «готово», но проблема в том, что наверху никак не могут решиться передать его в суд. По той причине, что часть дела, касающаяся «продажи» казахстанских месторождений урана иностранным инвесторам, выделена в отдельное производство.
Этого потребовали те, кто пролоббировал сделку с «Ураниумом Один». Ведь, если Мухтара Джакишева осудят, сразу встанет вопрос об отмене сделок по продаже долей в казахстанских уранодобывающих предприятиях. Тогда капитализация компании, кстати, биржевой, рухнет на порядок.
Поэтому уголовное дело по НАК «Казатомпром» будет рассматриваться в закрытом порядке, а на скамью подсудимых сядут только двое – Мухтар Джакишев и его телохранитель Талгат.
Джакишеву предъявляется три обвинения. Первое – организация «черной кассы» и получение взяток от руководителей подведомственных компаний. Второе принятие на работу в дочернюю компанию своего телохранителя и выплата ему там зарплаты помимо должностного оклада и оклада по званию в полиции. Третье – создание офиса «Казатомпрома» в Вене.
Именно последнее обвинение позволило КНБ засекретить дело. Председатель КНБ доложил президенту, что офис нацкомпании создавался Мухтаром Джакишевым по просьбе Рахата Алиева. А поскольку все, что касается Рахата Алиева, засекречено, засекретили и дело НАК «Казатомпром».
С уважением, Кенжебулат Ш.»
Подпись в обмен на лечение
Если автор письма прав в своей версии, то можно только пожать плечами в преддверии очередного «заказанного» процесса: так громко кричать о якобы распроданных месторождениях, а в итоге свести все к неправильной оплате охранника.
Помнится, когда недавно в чем-то подобном обвиняли бывшего главу КТЖ Жаксыбека Кулекеева, страна откровенно хихикала и над следствием, и над судом, пытающимся «натянуть одеяло» на дыры в обвинительном заключении. Может, поэтому в предчувствии будущего «политшоу» так злобствуют следователи и в деле Джакишева?
Как сообщила нам на днях жена Мухтара, в своем стремлении как можно быстрее расквитаться с урановым делом они даже прибегли к своего рода шантажу. Мол, согласны его госпитализировать, но только если он подпишет «нужные» бумаги. Кстати, по словам Жамили Джакишевой, предварительное расследование по делу ее супруга закончено.
Мы позвонили также в КНБ РК с просьбой прокомментировать заявление о шантаже. Пресс-секретарь комитета Кенжебулат Бекназаров, который в последнее время не приглашает нас на свои пресс-конференции, весьма благосклонно отнесся к нашему устному запросу и практически сразу же перезвонил в редакцию, чтобы дать нам ответ. « Я связался с г-ном Петровским. Это заявление не соответствует действительности. И он сказал (и я его в этом поддерживаю), что торг в этом деле не уместен», – выдал официальную версию г-н Бекназаров. Действительно ли уже закончено предварительное расследование, выяснить так и не удалось.
– Мне об этом рассказал Нурлан (Бейсекеев, адвокат г-на Джакишева – авт.). Я знаю от Нурлана, что они, следователи, обещали положить Мухтара в больницу, если он и адвокат подпишут постановление об окончании расследования. Они подписали. После этого пришел Петровский (руководитель следственной группы – авт.) и сказал: «Сначала ознакомьтесь с делом, потом положим Мухтара в больницу». Можно сказать, что они шантажируют моего мужа: делайте это, делайте то – тогда положим в больницу.
А в больницу арестованному нужно – кровь из носу. По словам Жамили, выглядит он не ахти (она виделась со своим мужем в прошлую пятницу).
– Мухтар мне сказал, что к нему уже четыре раза за последние две недели приезжала «скорая», потому что у него давление до 230 поднимается. Фельдшер СИЗО вызывает «скорую», та приезжает – сбивает давление, но оно потом опять поднимается. И это притом, что он ничего не делает.
Жамиля отметила, что Мухтар ни в коем случае не отказывается от ознакомления с делом, напротив, хочет изучить все материалы, чтобы в будущем достойно защищаться в суде. Но его желание не совпадает с его возможностями.
– Он элементарно читать не сможет – у него буквы плывут, – пояснила Жамиля. – Они хотели сделать так, чтобы он отказался от ознакомления с делом. Петровский подошел к нему и сказал: «Напишите отказ». Мухтар ответил: «Нет, отказ я писать не буду» – и написал заявление с просьбой сначала его вылечить, а уж потом знакомить с материалами дела.
Сама супруга подследственного не понимает, к чему все эти «телодвижения»: ну, привели бы его в порядок, он бы нормально и ознакомился. В то же время она не исключает такой вариант развития событий: Джакишева сейчас заставят отказаться от ознакомления с делом, передадут материалы в суд и скажут: «А он плохо себя чувствует». И проведут заочный суд.
Республика