А судьи кто? Почему глава государства недоволен «совестью народа»?
Страница 1 из 2
Приватизировали «весы правосудия» и с азартным блеском в глазах наблюдают, какая чаша со звенящими в ней золотыми перевесит – тоже ничего ужасного: поди докажи, что судят они не по закону и справедливости, а в угоду своей алчности и по строго заведенной таксе.
«...В судебной системе есть немало нерешенных вопросов. Первое - это случаи попадания в судебный корпус нечестных людей. Вторая проблема - это недостаточный профессиональный уровень и морально-этический облик отдельных судей. Третья проблема - это нарекания к качеству отправления правосудия».
(Из выступления на 5-м съезде судей,
ноябрь, 2009 г.)
Самый свободный и независимый в нашей стране – это, конечно же, суд. Хотя на самом деле судьи зачастую забывают, зачем и почему на них судебная мантия. Посадили невиновного – ничего страшного. Максимум, что грозит такому судье, - выговор и убедительное напоминание быть в следующий раз повнимательнее. Приватизировали «весы правосудия» и с азартным блеском в глазах наблюдают, какая чаша со звенящими в ней золотыми перевесит – тоже ничего ужасного: поди докажи, что судят они не по закону и справедливости, а в угоду своей алчности и по строго заведенной таксе. Да и кто доказывать-то будет? Церберов на всех не напасешься. К тому же закон очень уж бережливо охраняет судейский статус и иммунитет. Вот и получается, что наши судьи – сверхраса, живущая по своим законам и понятиям. Их практически невозможно призвать к ответственности за принятие незаконных решений, за грубую работу и вообще за должностные преступления. Для них судить по закону и справедливости – не более чем обязанность, прописанная в законе. А уж исполнять ее или нет – вопрос чистоплотности судьи.
В народе говорят, что слишком много прав рождают в итоге бесправие. И молва на данный счет ничуть не ошибается. Наши судьи отгорожены от простого люда тонной прав, читай, законодательными барьерами, как красными флажками, а суды давно превратились в цитадель правового беспредела. В сознании большинства судья все равно что продавец, торгующий в магазине законами как колбасой. И проводимые многочисленные реформы только еще больше закрепляют за судейским корпусом этот ярлык. Причем количество «меток» растет пропорционально поголовью служителей Фемиды. И если раньше непрофессионализм судьи, его предвзятость приравнивались к ЧП, ликвидировать которое с мигалками и сиренами съезжалось самое большое начальство, то сегодня – это обыденное явление, если хотите – практика. Причем факты настолько прут в глаза, что их не может не замечать даже руководство Верховного суда.
Мусабек Алимбеков, сменивший по посту председателя Верховного суда Кайрата Мами, со звенящими в голосе нотками произнес:
- Итоги мониторинга выявили низкий уровень профессионализма, а в некоторых случаях полную профнепригодность судей.
Стрессовое состояние господина председателя объяснить нетрудно. Только за первое полугодие 2009-го от занимаемых должностей освобождены 24 судьи! И, надо думать, это только те, кого поймали за руку. Сколько еще судей, совершивших прегрешения помельче, по-прежнему прислуживают во Дворце правосудия и ждут своего «звездного часа», ломая судьбы, перечеркивая понятия законности, лишая веры в справедливость?
- Принимаемые меры - не разовая акция, работа будет продолжена.
Мы верим, что господин Алимбеков не шутил, говоря следующее: «Мы считаем, что для того, чтобы избавить судебные органы от тех проблем, которые имеют место, нужно больше гласности. Чем больше открытости, тем меньше злоупотреблений со стороны судей», - и сделал такое заявление не для проформы, а для того, чтобы навести, наконец, порядок в гниющем и разлагающемся изнутри судейском корпусе. Поэтому мы подписываемся под каждой строчкой его заявления и призываем коллег поддержать усилия председателя Верховного суда, направленные на улучшение работы судебной системы.
От себя добавим: верим мы господину Алимбекову по той простой причине, что начал он с проведения мониторинга и озвучивания не только проблем, но и путей решения. Причем сделал он это за несколько месяцев до программной речи по реорганизации судебной системы, которую глава государства произнес на 5-м съезде судей в Астане. А это, как нам кажется, говорит о многом.
Верхи хотят, а низы могут?
«Не знаешь – научим, не хочешь – заставим». Видимо, такой алгоритм выбран новым верховным судьей Мусабеком Алимбековым, который поручил председателям областных судов «не только наказывать и ругать», но и «воспитывать судей». И, похоже, господин Алимбеков взялся за дело всерьез. Получится ли у него? Вопрос, как говорится, на засыпку. Но вероятность успеха достаточно высока. В пользу победы господина Алимбекова над «нечистью» в судебном корпусе говорит многое. Во-первых, Мусабек Тургынбекович в судебной системе уже почти тридцать лет. Он руководил и Алматинским городским судом, и Южно-Казахстанским областным, возглавлял коллегию по гражданским делам Верховного суда. А опыт, как уверяют классики, – это самое дорогое, что есть у человека. Во-вторых, если для господина Алимбекова честь мундира и играет роль, то явно не первостепенную.
По крайней мере, можно смело утверждать, что на судебную систему он смотрит трезво, а самих судей как рентгеном просвечивает, и честно говорит о фактах «мздоимства и телефонного права», которые стали расхожим явлением в судейском корпусе. А значит, шансы есть. Тем более что господин Алимбеков намерен ударить по разгильдяйству среди судей не молотом, а кувалдой, ведь, по его задумке, объектом второго этапа судебного мониторинга станет деятельность областных и приравненных к ним судов, а также качество составления процессуальных документов. Он уже поручил председателям областных судов осуществлять такой мониторинг по районным судам. И нет сомнений в том, что совсем скоро полетят «головы» тех, кто с головой не дружит...