В Астане проходит закрытый суд над бывшим вице-министром обороны Кажимуратом Маермановым и гражданином Израиля Борисом Шейнкманом. Предлагаем вашему вниманию расследование радио Азаттык.
РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ
Генерал-лейтенанту Кажимурату Маерманову еще 10 апреля 2009 года было предъявлено обвинение по статье «Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти, повлекшие тяжкие последствия». Статьи, инкриминируемые Борису Шейнкману, неизвестны до сих пор, если не считать первоначальные обвинения КНБ в махинациях с получением пенсии в Казахстане.
Процесс проходит по-военному секретно. В канцелярии суда Акмолинского гарнизона нашему радио Азаттык отказались назвать даже фамилию судьи, рассматривающего это уголовное дело.
В пресс-службе министерства обороны также проигнорировали запрос нашего радио Азаттык о нынешнем состоянии казахстанско-израильского сотрудничества в военной области.
ДОРОГАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Начало уголовного дела было отмечено массированным выбросом в СМИ несколько противоречивой информации КНБ, компрометирующей военное министерство.
По сообщению казахстанской газеты «Время», согласно экспертизе КНБ, при модернизации казахстанского вооружения израильскими компаниями «не создали никаких особых и исключительных новшеств» и «аналогичную модернизацию можно было произвести на базе отечественных предприятий».
Исходя из имеющейся информации, следствие считает, что, помимо военно-технического ущерба - технических дефектов модернизированной артиллерии, Казахстану был нанесен и материальный ущерб на сумму 82 миллиона долларов из 190 миллионов долларов, выплаченных группе частных и государственных компаний военно-промышленного комплекса Израиля в 2007–2008 годах.
Сумма ущерба явно сложена из «заметно завышенной стоимости полученного военного оборудования» и, возможно, от эффективности трансферта технологий.
ПРОСЧЕТЫ
Напомним, что казахстанско-израильское военное сотрудничество на практике началось в 2006 году, когда министерство индустрии и торговли и в целом правительственные органы власти согласилось на создание производства по модернизации ракетно-артиллерийского вооружения, оставшегося у Казахстана после развала Советского Союза.
Тогдашний министр обороны Мухтар Алтынбаев сообщил прессе, что если «в 2007 году на закупки, модернизацию вооружений и капвложения будет потрачено 48 процентов военного бюджета, то в 2008 году уже 60 процентов».
Предполагалось, что на первом этапе модернизации группа израильских компаний Soltam, Elbit Systems, Aeronautics и государственная IMI (Israeli Military Industries) создаст на базе самоходных гаубиц и минометов, имеющихся в распоряжении Казахстана, мобильные артиллерийские группы с улучшенными техническими характеристиками.
Помимо сохранения боевых качеств артиллерийских систем и возможности использования имеющихся боеприпасов советского производства, в техническом задании проекта было заложено требование оснащения орудий высокоточными системами топографической привязки, разведки и целеуказания с использованием беспилотных летательных аппаратов.
Таким образом, израильские компании должны были модернизировать вполне дееспособную, но «слепую» по современным военным
По сообщениям СМИ, общая сумма военных сделок в 2007–2008 годах между Казахстаном и Израилем в рамках военного сотрудничества превысила 300 миллионов долларов.
стандартам артиллерию до уровня «выстрелил и попал». По сообщениям СМИ, общая сумма военных сделок в 2007–2008 годах между Казахстаном и Израилем в рамках военного сотрудничества превысила 300 миллионов долларов.
Израильская фирма Soltam Systems LTD после передачи военных технологий и обучения персонала должна была наладить на базе Петропавловского завода тяжелого машиностроения линию по модернизации военной техники образца 60–80-х годов выпуска. Казахстанский завод имел опыт работы в данной сфере и по заказу советской военной промышленности производил выпуск важных компонентов ракетной техники.
Однако после первых же полевых испытаний было выявлены как просчеты израильских инженеров, так и некачественная сборка лицензионных систем на казахстанских оборонных предприятиях. Первыми не выдержали днища российской военной техники, на которой был установлен как 650-килограммовый миномет «Айбат», так и шасси российских грузовиков КамАз со смонтированными на них 122-миллиметровой гаубицей «Семсер» и ракетной установкой «Найза».
По некоторым сообщениям, проблемы возникли и в ходе испытаний беспилотных летательных аппаратов производства Aeronautics, которые должны были объединить артиллерийские батареи в единую высокоточную огневую систему. Первые неудачные испытания, в том числе и перед главнокомандующим казахстанской армией Нурсултаном Назарбаевым, стали причиной расследования КНБ, начатого, по материалам израильской прессы, еще осенью 2008 года.
НАХОДКА ПРИ БЕДНЫХ БЮДЖЕТАХ
Специалист в области вооружений, не пожелавший назвать свое имя, высказал нашему радио Азаттык свою точку зрения на смысл военного сотрудничества Казахстана с Израилем: «Последняя версия военной доктрины Казахстана, принятая в марте 2007 года, не предполагает в ближайшем будущем массированных военных операций вооруженных сил страны».
По анонимному мнению военного специалиста, казахстанская армия нуждается в высокоточном и современном оружии для проведения антитеррористических операций, и в первую очередь не только для борьбы с вторжением потенциальных террористов в горах на юге Казахстана, но и для точечной стрельбы в городских условиях с минимальными потерями среди гражданского населения на примере последних военных кампаний в Ираке и в секторе Газа.
- Для бедных бюджетов стран СНГ услуги некоторых западных, но в первую очередь израильских компаний по модернизации советской техники – это просто находка. Поэтому выбор Казахстана был далеко не случайным. За последние десятилетия частные оборонные компании научились успешно адаптировать бывшую советскую технику до вполне приличного уровня. И наши военные убедились в этом, участвуя в различных военных выставках по всему миру, - говорит специалист в области вооружений.
По его словам, израильтяне имеют опыт успешной модернизации морально устаревших военных истребителей и вертолетов стран Восточной Европы и СНГ цифровой авионикой, системами управления оружия и защиты от переносных зенитно-ракетных систем типа «Стингер».
Война между Россией и Грузией за контроль над Южной Осетией показала неспособность российской оборонки обеспечить модернизацию своей техники современными системами целеуказания и навигации, что стало дополнительным и аргументированным фактором дальнейшего укрепления сотрудничества с Израилем
- К тому же, последняя война между Россией и Грузией за контроль над Южной Осетией показала неспособность российской оборонки обеспечить модернизацию своей техники современными системами целеуказания и навигации, что стало дополнительным и аргументированным фактором дальнейшего укрепления сотрудничества с Израилем, – заявил военный специалист в интервью нашему радио Азаттык.
Он также считает необходимым дополнительно уточнить информацию казахстанской прессы о том, что израильтяне продали Казахстану два беспилотных самолета по завышенной цене в 3 миллиона долларов, в то время, когда «россияне такой же беспилотник продают всего за 500 тысяч долларов».
- Убедившись в ходе войны в Южной Осетии в высокой эффективности применения Грузией беспилотных разведывательных самолетов производства Elbit, министерство обороны России вынужденно приобрело для сухопутных войск израильские беспилотники по цене в 4 миллиона долларов каждый. После этого примера сравнение цен при анализе просто некорректно. Это все равно что обсуждать цены на новые автомобили «Фольксваген Поло» и «Лада» при вроде бы равных характеристиках двигателя, – считает наш собеседник.
Разумеется, израильтяне не продали ни казахстанцам, ни россиянам свои новейшие ноу-хау, но это обычная практика в торговле оружием, добавляет он.
Напомним, что, по сообщению военного приложения «Независимой газеты», главнокомандующий российскими военно-воздушными силами генерал-полковник Александр Зелин заявил 26 ноября 2009 года, что «отказывается принимать на вооружение беспилотные аппараты российского производства, так как они не отвечают требованиям».
«Поэтому я никакие акты о приемке не подписываю. Это было бы просто преступлением», - заявил тогда Александр Зелин.
Такого же мнения придерживается и военный казахстанский специалист при оценке качества израильской модернизации казахстанской артиллерии. По его словам, израильские компании модернизировали 122-миллиметровые минометы Atmos D-30 для сил обороны Израиля и морской пехоты США, которые были установлены на «пристойные» шасси с колесной формулой 6х6 и на американские БТРМ113.
Аналогично та же компания Soltam Systems давно наладила производство 120-миллиметрового миномета Cardom, и при этом они универсальны с точки зрения различных систем управления и целеуказания.
- Скорее всего, израильтяне споткнулись при адаптации своих разработок и российской военной техники, что была обусловлено техническим заданием казахстанской стороны, но это вполне решаемые проблемы с учетом накопленного технического и военного опыта Израиля, – заявил военный специалист нашему радио Азаттык.
Он считает перспективным продолжение второго этапа модернизации казахстанской армии, в ходе которой ранее предполагалось оснастить танки и бронетранспортеры израильскими новейшими системами наведения и ночного видения на уже имеющемся опыте модернизации танков не только грузинской армии.
МИЛЛИОНЫ НА БЛАГОДАРНОСТЬ
Поиск в архивах израильской прессы показал, что местные военные компании уже не впервые подозреваются в совершении нечистоплотных сделок. Например, со скоростью слона с начала 2000-х годов ведется расследование против компаний Soltam Systems и Elbit, которые подозревались в раздаче взяток высокопоставленным заказчикам в Индии при выполнении контрактов по модернизации советских пушек М-46 и поставок ракет «Барак-VIII» (корабельные противоракетные системы для индийского военно-морского флота).
Делийская газета DNA сообщала, что 120 миллионов долларов по статье «предпринимательские расходы» из полуторамиллиардного контракта по ракетам «Барак-VIII» фактически предназначались для неофициальных благодарностей.
Газета Times of India в мае 2007 года также указывала, что к раздачам взяток имел отношение крупный торговец оружием британский подданный Судхир Чаудри. Среди подозреваемых значились не только бывший министр обороны Джордж Фернандес и командующий военно-морскими силами Сушил Кумар, но одно время фигурировала и Соня Ганди – глава Индийского национального конгресса, представляющая одну из самых влиятельных политических кланов Индии.
Судя по последним сообщениям прессы, против нее также ведется вялотекущее расследование об обстоятельствах закупки предыдущей модели ракет «Барак» в 90-х годах.
Из результатов расследования спецслужбами Индии известно, что летом 2009 года был арестован директор местного завода боеприпасов Судипто Гош, а министерство обороны Индии обнародовало свой черный список поставщиков оружия, где среди сингапурских и польских компаний значилась и израильская государственная компания Israeli Military Industries, которая наряду с компаниями Soltam Systems и Elbit также участвовала в модернизации казахстанского вооружения.
Напомним, что стоимость сделок Казахстана с компаниями Soltam Systems и Israel Military Industries вызвала подозрения о выплате откатов чиновникам министерства обороны, но обстоятельства неизвестны.
В секретном уголовном деле, рассматриваемом в эти дни в военном гарнизоне Акмолинской области, фигурирует еще один неафишируемый военнослужащий министерства обороны Казахстана.
Лишь в ноябре казахстанская пресса выяснила, что в секретном уголовном деле, рассматриваемом в эти дни в военном гарнизоне Акмолинской области, фигурирует еще один неафишируемый военнослужащий министерства обороны Казахстана.
СТАТУС ШЕЙНКМАНА
Тем временем за Бориса Шейнкмана перед Нурсултаном Назарбаевым заступился президент Израиля Шимон Перес в ходе официального визита в Казахстан 30 июня 2009 года. Как писал израильский портал newsru.co.il в те дни, «по сообщениям источников из окружения, еще вчера он не собирался упоминать Шейнкмана на переговорах с президентом Казахстана, но переменил решение поздно вечером, после долгих консультаций».
Израильские издания также сообщали летом 2009 года, что семья Шейнкманов обратились в БАГАЦ (религиозный суд под юрисдикцией Высшего суда справедливости Израиля) с иском против главы правительства, руководителя МИДа и министра обороны Израиля с требованием обязать их признать Бориса Шейнкмана официальным посланником государства Израиль.
Сообщалось, что, будучи на свободе, Борис Шейнкман представлялся в Казахстане официальным представителем израильских оружейных компаний, однако на запрос нашего радио Азаттык откликнулась лишь Далиа Роузен – глава службы по внешним связям Elbit Systems.
Она сообщила, что «компания не имеет никаких претензий в Казахстане по качеству своей продукции», но опровергла статус Бориса Шейнкмана как продавца всей продукции компании.
Впрочем, от скандала в Казахстане пострадала компания Soltam Systems, еще недавно бывшая «артиллерийским» лидером среди оружейных компаний Израиля, но уже ставшая банкротом к лету 2009 года. По сообщениям израильской прессы, 15 июня 2009 года в ее акционерный капитал миноритарно вошла компания-конкурент Elbit Systems. Причиной сделки местная пресса считала сорвавшийся контракт с Казахстаном и «задолженности» другой, но неназванной центральноазиатской республике.
ОРУЖЕЙНИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
О бывшем артиллеристе и генерал-лейтенанте Кажимурате Маерманове известно мало. Сообщалось, что 9 июня в кабинете следователя КНБ Казахстана ему не дали уйти из жизни «по-офицерски» и отобрали нож для резки бумаги. Бывший заместитель министра обороны отделался царапиной на шее, но уже через три недели, по сообщению агентства «Новости-Казахстан», неожиданно «отказался от своего адвоката Бекентая Бубербаева и готов признать свою вину».
По поводу обвинений о коррупции, по сообщению израильского портала newsru.co.il, местные бизнесмены единодушно считают, что «при желании можно придраться практически к любой сделке, заключаемой в странах Центральной Азии при участии иностранного капитала. Без этого там просто невозможно делать бизнес. Самое главное: правильно определить, с кем нужно делиться, и видимо, именно в этом просчитались наши оружейники...».
Радио Азатык