Featured

Как комбинат елбасы казахстанцев травил

 

hrapunov viГазета "Взгляд" дала полную версию нашумевшего интервью экс-акима Восточно-Казахстанской области Виктора Храпунова телеканалу "К-плюс", в котором он рассказал о том, как предприятия президента Назарбаева травили (и травят!) людей в Усть-Каменогорске. Речь, напомним, идет о 420-ти тоннах серной кислоты, улетающих в атмосферу ежесуточно...

 

- Сегодня казахстанцы достаточно критично оценивают работу акимов. Нелицеприятное мнение народа о местной власти отражает общее положение дел в стране. Вы имеете солидный опыт руководства Восточно-Казахстанской областью. Могли бы вы ответить на вопрос, что вам мешало в работе, а что помогало?

 

- Для работы в регионе самый главный вопрос - бюджет области. Это, будем говорить, вопрос региональной политики. Все предприятия, которые находятся на территории области, перечисляют налоги в республиканский бюджет, а затем аким области, грубо говоря, должен выколачивать бюджет для своего региона, обивая пороги министерств и ведомств, находящихся в Астане.

 

Любая задача, которую ты ставишь для себя, получаешь какую-то поддержку и считаешь, что в этом деле уже практически победил, в конечном итоге оборачивается дорогой в никуда. Эти подачки от республиканских органов регионам никогда не сделают их более привлекательными как для иностранных инвесторов, так и для отечественных бизнесменов, которые имеют свободные финансовые ресурсы и могли бы вложить их в развитие регионов.

 

Президент разрешил травить?

 

- Я считаю, что деньги, зарабатываемые регионом, должны по максимуму оставаться здесь же и использоваться для улучшения положения дел. Вот маленький пример. В один из рабочих дней рано утром устькаменогорцы проснулись от того, что весь город был окутан газом.

 

Люди надевали кто респираторы, кто специальные устройства, маски и старались как можно быстрее перемещаться по городу из одного помещения в другое. Аким Усть-Каменогорска подал в суд на компанию «Казцинк» в связи с тем, что она, попросту говоря, травила людей, живущих в областном центре. Через какое-то время у меня в кабинете раздался звонок. Звонит мне Зибельберг (был управляющим директором «Казцинка») и говорит: «Остепените, пожалуйста, своего акима города. Нас таскают в суд, но вы же знаете, чья это компания».

 

- И он напрямую звонил акиму области?

 

- Да, напрямую звонил и просил остановить акима Усть-Каменогорска, чтобы тот забрал из суда заявление в отношении «Казцинка». Я ответил, что разберусь с этим вопросом...

 

- А на каком основании?

 

- На том основании, что эта компания относится к президенту Казахстана, президентская компания.

 

- То есть принадлежит президенту?

 

- Да. Поэтому и было требование, чтобы все действия по отношению к компании, которая травит народ, были прекращены. Я позвонил акиму Усть-Каменогорска и сказал: «Максимально требуй призвать к ответу компанию «Казцинк»!

 

В конечном итоге суды все равно прекратили свои действия. Но это вызвало переполох в стане «Казцинка» и среди тех, кто стоит над компанией.

 

Когда я пришел работать акимом, мы вместе с руководством «Казцинка» проанализировали положение дел в городе. И предприятие это, справедливости ради скажу, построило сооружения по улавливанию низкопроцентных сернистых газов, уходящих с «Казцинка». После этого мы ежесуточно стали собирать по семь цистерн концентрированной серной кислоты. Пока не была построена установка, все вредные выбросы уходили в атмосферу и выпадали в виде кислотных дождей, отравляли воздух, губили природу. А роза ветров здесь такова, что все это перемещалось в зону отдыха и жилые массивы Усть-Каменогорска.

 

Замечу, что эта установка, которую мы сдали в 2005 году, очищала только 50% уходящих с «Казцинка» газов.

 

Дышать вредно

 

- Эта установка появилась в результате судов с «Казцинком»?

 

- Все одно к одному сошлось. Но сам факт: семь цистерн, 420 тонн серной кислоты улетало в атмосферу ежесуточно! Мы поставили вопрос перед «Казцинком» о строительстве еще одной подобной установки, чтобы улавливать 100% сернистых газов, уходящих с производства. Но, к сожалению, когда я уехал работать в Астану министром, то за четыре года нигде не видел, не слышал, чтобы «Казцинк» построил дополнительную установку. Ее стоимость $28 миллионов. Президент приезжал, с помпой запускал эти очистные сооружения в работу. Но производство и дальше продолжает отравлять людей, губить природу.

 

- Выходит, 50% вредных вещей по сей день улетают в воздух?

 

- Выходит, что так. Причем руководство «Казцинка» очень меня просило не обнародовать эти цифры, дабы не будоражить население Восточно-Казахстанской области.

 

Парадокс заключается и в том, что эта концентрированная серная кислота не находила применения. Во времена СССР она по разнарядке поступала во все республики. А «Казцинк» не мог ума приложить, куда ее девать. И, проанализировав положение дел, я выделил предприятию огромные запасы известняка, для того чтобы можно было нейтрализовать кислоту. Здесь четко просматриваются реалии этих компаний, находящихся в ведении главы государства, их влияние на состояние экологии регионов.

 

Аким нужен сговорчивый

 

- Какие еще компании в регионе принадлежат главе государства?

 

- Я называл уже компанию «Казахмыс». Она очень широко развернулась на востоке Казахстана, и всем, что было связано с полиметаллами, занимались практически только предприятия «Казахмыса». В частности, Иртышский медеплавильный завод, который закрыла компания.

 

Когда он работал, там были задействованы полторы тысячи сотрудников. И вот люди остались без работы, без средств к существованию.

 

Начались митинги, ситуация накалилась. На все требования областного акимата был один ответ: «Нам невыгоден Иртышский медеплавильный завод».

 

Когда они закрыли это предприятие, мне пришлось в спешном порядке по старой памяти развернуть производство, связанное с теплоизоляционными материалами алматинской компании «Базис». Специалисты приехали в Глубокое и на базе медеплавильного завода развернули производство базальтового волокна — теплоизоляционного материала. Я им подписал огромное месторождение базальта для этого производства.

 

Но ведь этим должен заниматься не губернатор, не аким области. В какой-то мере — да, я должен контролировать. Но если предприятие сворачивает производство, оно должно развернуть адекватное тому, которое закрыло. Со всех других мы требуем выполнения этих пунктов, а к компаниям, которые принадлежат главе государства, избирательный подход. И руководитель, как правило, дистанцируется.

- Скорее они могли с вас потребовать...

 

- И требовали, с того же акима. Мы заставили его развернуть кожевенное производство. Он привез туда машины для дубления шкур. Но когда я уходил из области в министерство, они еще не были запущены.

 

В этой ситуации руководителям предприятий, которые представляли интересы главы государства в регионе, я казался уже неудобным. И они пытались как можно быстрее сделать так, чтобы я со своей командой из этого региона ушел.

 

- ...чтобы пришел более сговорчивый аким?

 

- Да, чтобы пришел тот, который мог бы просто закрывать глаза на то, как другие получают баснословные прибыли, и не тратить средства для наведения порядка на этих предприятиях. Я понимаю, можно дать год, два, три, ну пять лет, для того чтобы организационную или инновационную программу внедрить. Но стоимость меди, цинка на рынке постоянно растет, цена на золото побила все рекорды. То есть из года в год прибыли этих компаний возрастают. Так, господа, извольте направить часть своей прибыли на улучшение экологической ситуации в регионе, на создание новых производств.

 

Здесь мы столкнулись с конкретным непониманием проблем в области со стороны руководителей предприятий, огромных президентских компаний.

 

Видеоверсию интервью смотрите на странице телеканале "К-плюс" в YouTube.

 

Источник: Деловая газета "Взгляд" №37 (219) от 26 октября 2011 года

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details