После того как новогоднее поздравительное видео сотрудника академии МВД в Караганде «Мы – банда» получило распространение в социальных сетях и стало темой бурного обсуждения, автор ролика был уволен.
Эксперты считают это решение «способом успокоить общественность». Одновременно министерство внутренних дел приняло дорожную карту для модернизации работы полиции.
ОТ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ДО УВОЛЬНЕНИЯ
На темной видеозаписи человек в полицейской форме поздравляет коллег с Новым годом.
«Дорогие братья, поздравляю вас с 2019 годом! Желаю нашей братве процветания до седьмого колена, чтобы наши правнуки пользовались нашими связями. Присоединяюсь к словам Антибиотика (персонажа криминального российского сериала «Бандитский Петербург». – Ред.). Пусть наша дружба будет бескорыстной. Мы делали поступки просто так, так как мы – братва. Грубо говоря – банда! Процветания Казахстану и нашим семьям. Ура, товарищи!» – говорит мужчина на видеозаписи.
За его спиной десятки выстроившихся в ряд курсантов вторят ему ответным «Ура!».
Позже стало известно, что видео, появившееся 1 января, сняли 31 декабря 2018 года. По словам представителя министерства внутренних дел, автор ролика – заместитель начальника первого курса Карагандинской академии МВД имени Баримбека Бейсенова А. Тастайбеков.
2 января министерство сообщило о проведении служебного расследования, 3 января – об увольнении Тастайбекова из органов внутренних дел по отрицательным мотивам за совершение проступка, дискредитирующего государственную службу. К строгой дисциплинарной ответственности также привлечены руководители и руководство учебного заведения, сообщили в министерстве.
С момента появления видео в течение дня в Интернете были опубликованы сотни комментариев и усилились требования о необходимости реформирования министерства внутренних дел, выдвинутые летом 2018 года после смерти олимпийского призера Дениса Тена, убитого преступниками, занимавшимися хищением автомобильных зеркал.
Смотрите также: "Какими видят активисты реформы в полиции"
«ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ»
Генерал Амирбек Тогусов, работавший заместителем министра обороны по идеологической и социально-правовой работе в 1997–2000 годы, считает, что полицейский на видеозаписи, называющий себя и своих коллег «бандой», «переступил черту». По его словам, когда специалист по подготовке будущих офицеров, которые должны безупречно исполнять закон, защищать права граждан и бороться с бандитизмом, сам говорит как преступник – это означает, что курсанты воспитываются по бандитским понятиям.
– Кого готовим? Против кого готовим? Кого они собираются защищать? Если они сливаются с преступным миром, куда мы идем? Должно пройти экстренное заседание, не только МВД. Совет безопасности сегодня должен собраться и разобраться с этой ситуацией. Это настолько возмутительно и говорит о запущенности, о беззаконии этой системы. Что творится в тюрьмах? Что творится в колониях? – говорит он.
Тогусов считает, что пока реформирование министерства внутренних дел «ограничилось сменой полицейской формы». По словам генерала, это не реформа.
– Возьмите социальные сети. Каждый день идет нарушение законности, превышение власти, избиение людей, истязания. Это о чем говорит? Вот это оценка. Вы где-нибудь, когда-нибудь слышали слова благодарности: «мы благодарим работников полиции, которые спасли» или «которые остановили преступников на моих глазах, защитили меня от этого преступника»? Мы больше читаем, как полицейский или изнасиловал, или избил, или как полицейский рейдерством занялся, – говорит он.
Смотрите также: "В Астане вновь обсуждали реформу полиции"
Руководитель совета ветеранов «Боевое братство» полковник запаса Сергей Пашевич рассказал о том, что ему пришлось пережить из-за халатности полицейских.
– У меня нападение на дочку было. Два года назад. Чтобы написать заявление, в полицейском отделении провел практически два часа, пока не поднял скандал. Дали следователя. Несколько раз отправлял мне фотографии якобы подозреваемых. На том дело и закончилось. Еще спрашивали [у дочери]: «Девочка, ты не ошиблась? Ты, может быть, сочиняешь?» Давление на детей оказывают. Ей тогда 14 было, – говорит он.
По словам Пашевича, «в Казахстане существует представление, согласно которому в органы устраиваются не для того, чтобы обеспечивать правопорядок и охранять закон, а чтобы заработать».
– Зарабатываются эти деньги любыми путями. Если бы полиция помогала людям и охраняла закон и правопорядок, у нас, наверное, так и было бы. Много нераскрытых преступлений. Что [еще остается] людям говорить после этого? – считает он.
«НЕ ПОЛИЦИЯ ДОЛЖНА ИЗМЕНИТЬСЯ, А ОБЩЕСТВО»
Представитель группы «За реформу МВД» Ирина Медникова, активно выступающая за реформирование МВД, говорит, что была «растеряна», увидев видео сотрудника полиции, где он говорит о себе и своих коллегах как о банде.
– Мы никогда не считали, что одна отставка главы МВД может помочь нам реформировать систему. Это должна быть системная смена всего состава МВД, чтобы новые сотрудники набирались в соответствии с ценностями, квалификацией, отвечали этическим нормам поведения. Что бы я отметила точно, так это непрозрачность полиции. Это разовое явление или оно системное – на этот вопрос мы не можем ответить. Нам нужно исследование полиции изнутри, чтобы понять, насколько она разложилась и есть ли там живые участки, которые можно реанимировать, – говорит она.
По мнению эксперта, увольнение сотрудника, снявшего видео «Мы – банда», – стандартный прием, чтобы успокоить общественность.
– Мы, к сожалению, привыкли, что у нас после таких случаев применяются точечные решения, то есть увольняется человек и нам дается посыл, что проблема решена. Это такая успокоительная мера, чтобы показать, что руководство осуждает такие действия, чтобы показать нам, что это не системный случай, – говорит она.
Депутат мажилиса парламента, член комитета по международным делам, обороне и безопасности Владислав Косарев не согласен, что «реформа не проводится».
– Конечно, реформируется. А как вы думали? Всё общество реформируется. Если посмотреть внимательно, растет ответственность, спрос растет. Они переходят на новую систему оплаты труда. Будут сокращать 10 процентов зарплаты, эти 10 процентов дадут тем, кто более ответственно работает, – говорит Косарев.
2 января представитель министерства внутренних дел Казахстана Алмас Садубаев сообщил о принятии дорожной карты по модернизации органов внутренних дел и о том, что все сотрудники пройдут внеочередную аттестацию.
– В первую очередь преподаватели пяти полицейских академий. Будут применяться строжайшие критерии оценки, что позволит сформировать качественный и эффективный преподавательский состав, укрепление которого даст возможность подготовки полицейских новой формации. В целом нам предстоит огромная работа по ребредингу казахстанской полиции. Граждане оценят все результаты, – сказал он.
«ВОСХВАЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ВРАЖДЕБНОЙ ГРУППЫ»
По мнению правозащитника Бахытжан Торегожиной и политолога Айдоса Сарыма, история с полицейскими, которые называют себя «бандой», – демонстрация того, что «в целом в системе существуют бандитские понятия».
– Такая ситуация наблюдается в любом отделении полиции. Они чувствуют себя так, как будто справедливость в их руках. Это превратилось в идеологию. Офицер на видео продемонстрировал, что думает каждый полицейский, – говорит Торегожина.
По мнению Айдоса Сарыма, «это видео показало, что полиция Казахстана по сути никогда не расставалась с советской милицией».
– У нашей полиции прежнее сознание, и она далека от таких важных принципов, как государственные цели, служение закону, его защита. Это все равно что слышать от защитников Отечества [в период Второй мировой войны] «Да здравствует Гитлер!». Восхваление идеологии враждебной группы. Я прежде думал, что это единичные случаи, однако оказалось, что неофициальное идеологическое направление идет от командира к курсантам, от курсантов – к лейтенантам, – говорит он.
Тем не менее политолог не перестает надеяться на реформирование министерства внутренних дел. По его словам, преобразования были проведены и в более коррумпированных странах, чем Казахстан.
– Если за это возьмутся по-настоящему, то можно сделать. Вопрос в отсутствии желания. Сегодняшняя политическая система сама упирается в эту полицию. В развитии любого авторитарного режима наступает такой коллапс. Отпустишь одного, освобождается второй, затем третий. Появляются страх и паника, что не смогут управлять страной, – говорит политолог.
Опрос: "Довольны ли вы работой полиции?"
29 декабря 2018 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время встречи с журналистами заявил о необходимости создания нового имиджа полиции, повышении зарплат и предоставлении соцпакета.
За последние несколько лет сотрудники ведомства под руководством Калмуханбета Касымова неоднократно оказывались замешанными в скандалы.
Осенью прошлого года было зарегистрировано два случая, когда сотрудники полиции использовали табельное оружие против коллег (в Алматы и Западно-Казахстанской области). Антикоррупционная служба сообщила о задержании двух высокопоставленных сотрудников в октябре прошлого года. Сотрудник полиции в Акмолинской области стал подозреваемым по делу о вооруженном нападении на автозаправочную станцию. После нападения на АЗС в МВД принесли извинения за «противоправные действия сотрудника». Министр никак не прокомментировал эти события.
61-летний генерал-полковник Калмуханбет Касымов на протяжении семи лет возглавляет министерство внутренних дел. До него столь долго на этой должности не задерживался ни один глава этого ведомства.
Аян Калмурат
Радио Азаттык, 4 Январь 2019