Бишкек втянул Вашингтон в громкий коррупционный скандал. Небольшая постсоветская республика подмочила имидж супердержавы, сыграв на ее геополитических интересах. Но "поражение" США может оказаться обманчивым...
Миллиардная маржа
Пентагон приостановил дозаправку своих самолетов в Центре транзитных перевозок в аэропорту "Манас". Решение стало логическим продолжением громкого скандала, в который, с подачи временного правительства Кыргызстана, оказалось втянуто Министерство обороны США. Американских военных обвинили в пособничестве коррупции и потребовали от них в срочном порядке пересмотреть контракты на поставки авиакеросина. Официальный Бишкек подозревает, что деньги, получаемые от продажи горючего центру, могут быть направлены на дестабилизацию ситуации в стране.
Правоохранительные органы Кыргызстана обратили пристальное внимание на поставки авиатоплива в ЦТП практически сразу после смены власти. Этот бизнес считается очень прибыльным, и неудивительно, что его включали в сферу влияния семьи бывших президентов КР.
Авиатопливо для ЦТП, к слову, поставлялось западными компаниями по контрактам, заключенным еще при администрации Джорджа Буша. Эти поставщики были последним звеном в схеме, созданной во время правления Аскара Акаева. К ним керосин поступал от кыргызских посредников, получавших топливо по льготным ценам из России.
Российское топливо, утверждают неофициальные источники, поставлялось исключительно для нужд Кыргызстана. Однако окружение сначала первого, а затем второго президента республики использовало его в иных целях. Объем подобных сделок за несколько последних лет, по некоторым данным, превысил $1 миллиард. Но, утверждают в Бишкеке, до казны эти деньги не дошли.
За месяц до свержения Курманбека Бакиева Кремль поставил перед властями Кыргызстана вопрос об использовании поставляемого топлива. Российская сторона официально озвучила подозрения, что Бишкек продает часть получаемых нефтепродуктов третьей стороне. Причем, что больше всего раздражало Москву, не кому-либо, а ее геополитическому сопернику.
Прежнее руководство Кыргызстана заверяло, что ему ничего не известно о реэкспорте нефтепродуктов. Но новые власти республики решили раскрыть карты и обнародовать нелицеприятные для США факты. Разгорающийся скандал быстро перекинулся на другую сторону Атлантики. Американский Конгресс был вынужден начать расследование, во время которого публично озвучена версия о том, что администрация Белого дома ради сохранения ЦТП "закрывала глаза на ситуацию в области прав человека в Кыргызстане и потакала диктатору". Администрация Барака Обамы заняла оборону.
Дело - керосин
Вашингтон направил в Бишкек несколько высокопоставленных эмиссаров. Практически ни один из них, кстати, так и не признался, что на встречах с "временными" обсуждалась "базовая" тема. Стороны заверяли, что на переговорах речь шла о необходимости активно развивать двусторонние отношения. Но через некоторое время США и Кыргызстан вдруг заявили о вполне конкретных договоренностях по ЦТП. Американцы досрочно выплатили $15 миллионов в качестве арендной платы за первый квартал и пообещали ускориться с перечислением денег за второй. Однако главный денежный вопрос - о поставках авиатоплива, который, по оценкам западных экспертов, может приносить кыргызской стороне около $200 тысяч ежегодно, пока остается открытым.
"США готовы пересмотреть контракты на поставку топлива для Центра транзитных перевозок в Кыргызстане, если есть сомнения в том, что они осуществлялись на конкурсной основе", - заявил помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк.
"Я слышал мнения, что США выбирают между присутствием военных сил и демократическим развитием КР, - поддержал его специальный помощник президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Макфол. - Это абсурдное заявление, которое не буду комментировать".
"США заинтересованы поставлять авиатопливо в Центр транзитных перевозок через госпредприятия Кыргызстана", - подчеркнул он. И добавил, что так власти обеих стран смогут избежать обвинений в коррупции и связях с частными фирмами-поставщиками. Но сделать это оказалось сложнее, чем сказать. Причем обеим сторонам.
"Вопрос о поставках авиатоплива в Центр транзитных перевозок в Кыргызстане находится на стадии пересмотра", - заявил в итоге заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джордж Крол. По его словам, контракты могут быть пересмотрены, чтобы "не возникало сомнений". Пентагон намеревается провести новый тендер на поставки керосина в ЦТП, по данным издания The Washington Post, уже летом.
Сохранят ли за собой позиции американские поставщики, неизвестно. В Кыргызстане вместе с тем не скрывают, что готовы предложить Пентагону некие альтернативные варианты поставок. Какие - история пока умалчивает. Но цены на авиатопливо Бишкек снижать не намерен.
Сама же авиабаза тем временем продолжает работать. С тем исключением, что топливом американские самолеты теперь заправляются в другом месте, а в самом ЦТП меняется командование. Глава центра полковник Блэйн Холт передает командование 376-м авиаэкспедиционным крылом полковнику Дувайту Соунсу. Стороны заверяют, что центр будет использоваться в прежнем режиме - как и до свержения Курманбека Бакиева. Главный посыл - укрепление сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. И главный же вопрос: присутствует ли в скандале политическая подоплека?
Предмет торга
Американская авиабаза становилась предметом торгов между Бишкеком и Вашингтоном неоднократно. Вопрос о ее выводе обсуждается в Кыргызстане постоянно и считается едва ли не одной из любимых тем для отечественных политиков. Совсем не удивительно, что и временное правительство попыталось получить с нее дивиденды.
Версии о том, что ВП КР готовится пересмотреть характер "базового" сотрудничества с США, появились сразу после апрельских событий. Этому способствовала уверенность различных экспертов в причастности российских политических кругов к свержению Курманбека Бакиева и выступления первого заместителя председателя временного правительства Алмазбека Атамбаева, выходящие далеко за рамки дипломатического протокола. Он, в частности, и упрекал Вашингтон в поддержке "коррупционного режима".
Сам лидер СДПК, впрочем, вскоре сменил внешнеполитический вектор гнева. Под горячий язык политика, давно снискавшего себе славу "многовекторного", попала официальная Астана, блокировавшая северные границы Кыргызстана. Но процесс пошел, и правоохранительные органы республики принялись искать подтверждение словам высокопоставленного чиновника.
Найти их оказалось несложно. О "топливных" схемах было известно давно. Вот только, как водится, силовики предпочитали о них "не догадываться". Правоохранительная система в Кыргызстане привыкла работать избирательно и, видимо, поэтому прецедентов не признает. Тактика таких "точечных" ударов позволила временному правительству вывести вопрос по базе из политической плоскости. В США это поспешили истолковать в свою пользу.
"Новым руководством Кыргызстана нам даны заверения в том, что Соединенные Штаты сохранят доступ к авиабазе "Манас", - утверждает госсекретарь США Хиллари Клинтон. - Мы также обсуждали этот вопрос с российской стороной, поскольку россияне разрешили нам перебрасывать грузы и войска через их воздушное пространство и территорию в Афганистан".
Впрочем, назвать это успехом американской дипломатии нельзя. Временное правительство Кыргызстана, несмотря на антикоррупционную риторику и расшаркивание перед Россией, априори не имело возможности рассматривать вопрос о "целесообразности пребывания в КР" Центра транзитных перевозок. По заключенным в 2009 году договоренностям с США Кыргызстан имел право указать американцам на дверь за полгода до завершения срока соглашения. А он истек еще в марте - до смены власти.
Впрочем, ВП КР не могло решать вопрос с базой и по другой причине. Оно нелегитимно. На что, к слову, не преминула указать американская сторона. "Если народ Кыргызстана изъявит желание через любой демократический механизм, чтобы Центр транзитных перевозок покинул страну, Соединенные Штаты будут уважать подобный выбор, - подчеркнул специальный помощник президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Макфол. - Я надеюсь, что дискуссии о Центре транзитных перевозок и его деятельности будут открытыми и честными. Часто то, чем он занимается, воспринимается неправильно".
А дальше?
Очевидно, что в США понимают зыбкость гарантий своего военного присутствия в Кыргызстане со стороны временного правительства. Возможно, именно поэтому западные эксперты склонны рассматривать начавшуюся антикоррупционную кампанию в КР как инструмент, с помощью которого официальный Бишкек намерен добиться нового увеличения арендной платы за "Манас".
Сегодня единственным легитимным гарантом "базового сотрудничества" выступает президент переходного периода Роза Отунбаева. Возглавляемое ею временное правительство, по крайней мере, не решилось выносить вопрос о закрытии Центра транзитных перевозок в практическую плоскость. Но совсем не обязательно, что с подобной позицией согласится следующий кабинет министров, который придет на смену ВП КР.
Судя по всему, эпопея с американской авиабазой продолжится не только в текущем, но и в 2011 году. Осенью 2010-го, как предполагается, в Кыргызстане будет выбран новый парламент, а он, в свою очередь, займется формированием нового, уже легитимного правительства. Каким оно будет, неясно. Но очевидно, что по сложившейся традиции кабинет министров с парламентом не смогут обойти вниманием ЦТП. Этот объект позволяет местным политикам чувствовать свою значимость и соотносить себя с игроками международного класса, способными оказывать давление на те же США.
История независимого Кыргызстана на примере двух президентов показала, что "игры" с супердержавами чреваты неприятными последствиями. Но в Бишкеке непопулярно выступать с подобными выводами. Тем более что США сейчас усиленно подыгрывают новым кыргызским властям.
Соединенные Штаты, заявила недавно посол США в Бишкеке Татиана Гфэллэр, готовы оказать временному правительству Кыргызстана содействие в поиске и возвращении средств, вывезенных семьей и окружением бывшего президента Курманбека Бакиева. Дипломат даже подсказала, что следует предпринять официальному Бишкеку. По ее словам, ВП КР надо обратиться к США с нотой, в которой следует обосновать необходимость поиска и возврата "коррупционных капиталов". Посол заявила, что содействие в этом может оказать Министерство финансов США, располагающее возможностями нахождения тайных счетов и их замораживания.
Эмиссары Вашингтона в то же время пытаются убедить кыргызстанцев, что военное присутствие США не должно их беспокоить. "Президент Барак Обама неоднократно подчеркивал, что у нас нет долгосрочных планов в отношении Центра транзитных перевозок", - заявил в Бишкеке Майкл Макфол, апеллируя к намерениям администрации Белого дома завершить операцию в Афганистане в ближайшее время. Похожие напевы позже зазвучали в Москве, куда направился заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джордж Крол.
"Военное присутствие США в Кыргызстане не будет постоянным, - заявил он в интервью российскому изданию "Коммерсант". - Мы не собираемся превращать "Манас" в военную базу. Центр там находится лишь для снабжения коалиции в Афганистане. У нас вообще нет планов создания каких-либо американских военных баз в Центральной Азии. В Кыргызстане всего одна авиабаза - российская в Канте".
"Мы надеемся, что ситуация в Афганистане стабилизируется в ближайшее время, - говорит Джорд Крол. - Так что необходимость присутствия в регионе американских, да и любых других иностранных войск отпадет".
Отпадет ли? Увы, сообщения из других источников заставляют в этом сомневаться. Если центр будет вскоре свернут за ненадобностью, почему вопрос открытия подобного объекта сейчас обсуждается с Казахстаном? Вопрос, который пока не имеет вразумительного ответа. Тем более, гласит народная мудрость, ничто не бывает более постоянным, чем временное.
Источник - 24.kg