В начале недели Мухтар Аблязов разослал свое очередное заявление. По своей разрушающей силе оно – одно из самых сильных. И дело не только в том, что раскрыта очередная «сделка», хотя сумма впечатляет – 524 миллиона долларов переплатил, по словам Аблязова, «КазМунайГаз» за 58% Павлодарского нефтехимического завода. Интересно тут, что пострадавших оказалось двое – госбюджет и... бывший глава нацкомпании.
Мы, как обычно, предупреждаем читателей, что не претендуем на истину в последней инстанции. Но поскольку финансовая полиция наотрез отказалась рассматривать заявления Мухтара Аблязова, а между тем в этих заявления речь идет о потерях государственного бюджета и налогоплательщиков — многомиллионных потерях, то мы, будучи патриотами своей страны, не можем оставить выдвинутые обвинения без внимания.
В конце концов, зятья приходят и уходят, а запасы нашей земли, к сожалению, исчерпаемы.
Очередная схема
Из рассказов очевидцев и документов нам удалось выстроить следующую версию. Оказывается, летом 2008 года тогдашний первый руководитель национальной компании Серик Буркитбаев договорился с конечным владельцем «Мангистаумунайгаза» Рашидом Сарсеновым о покупке 51% акций этого акционерного общества. И поскольку «Мангистаумунайгазу» принадлежало 58% акций Павлодарского нефтехимического завода, то соответствующая 51-процентная доля от этого пакета — 29,6% — была оценена в 344 миллиона долларов.
После нехитрых расчетов получаем вот такой результат: все 58% акций ПНХЗ стоили 674 миллиона. А заплатили за них 1,2 миллиарда — госсредств, между прочим!
Вот как вся эта история описана в заявлении Мухтара Аблязова.
Цитируем: «Сумма в 1,2 миллиарда долларов за 58% акций ПНХЗ в августе 2009 года была заплачена национальной компанией «КазМунайГаз» не прямо, а через дочернее АО «Торговый дом «КазМунайГаз» и ее оффшорную структуру и оформлена как платеж за 100-процентную долю участия в товариществе с ограниченной ответственностью Refinary Company RT, в котором Кулибаев Т.А. являлся крупным участником».
Далее в заявлении сообщается, что: «ТОО Refinary Company RT было создано в октябре 2008 года специально с целью передачи на его баланс 58% акций ПНХЗ, которые до этого принадлежали АО «Мангистаумунайгаз». За 58% акций ПНХЗ ТОО Refinary Company RT в октябре 2008 года заплатило АО «Мангистаумунайгаз» 12474157976 тенге (приблизительно 104 миллиона долларов), включая НДС».
Юридически сделка была осуществлена как уступка 100% долевого участия в ТОО Refinary Company RT оффшорной дочерней компании АО «Торговый дом «КазМунайГаз», зарегистрированной на Нидерландских Антильских островах, и состоялась 4 августа 2009 года.
Из менеджеров в каннибалы?
Но это еще не все. В своем последнем заявлении Аблязов раскрывает завесу тайны уголовного дела и обвинительного приговора бывшему министру транспорта, экс-президенту «Казахтелекома» и «КазМунайГаза» Серику Буркитбаеву, которого в прошлом году на засекреченном судебном процессе приговорили к 6 годам лишения свободы.
Вот как это описано в заявлении: «В июле 2008 года Буркитбаев С.М. согласовал с руководством компании Central Asian Petroleum Ltd. все ценовые и технические параметры сделки по покупке 51% акций АО «Мангистаумунайгаз», о чем доложил премьер-министру РК Масимову К.К. на совещании в городе Актау 9 августа 2008 года. Стоимость 58% пакета акций ПНХЗ, который входил в состав покупаемого национальной компанией активов АО «Мангистаумунайгаз», была оценена в 674 миллиона долларов. Кулибаев Т.А., используя свои родственные связи с президентом РК Назарбаевым Н.А., пользуясь его доверием и покровительством, добился ареста и осуждения Буркитбаева С.М. в ходе тщательно засекреченного судебного процесса к длительному сроку лишения свободы».
Если обвинения Аблязова соответствуют действительности, то Тимур Кулибаев и его команда из милых и аполитичных госменеджеров, приятных в общении, превращаются в некое подобие каннибалов, питающихся казахстанскими бизнесменами и чиновниками, которым не повезло оказаться на их пути.
У нас, конечно же, нет никаких доказательств того, что и Мухтар Джакишев стал жертвой именно Тимура Аскаровича, но тот факт, что Кулибаев-младший возглавил совет директоров «Казатомпрома» после ареста Джакишева, говорит о многом.
Равно как и то, что Буркитбаев и его близкие молчали, не возражая публично против приговора и, соответственно, Серик Минаварович получил 6 лет, а Мухтар и его сторонники не молчали, итогом чему стали 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима буквально ни за что.
Рискнем высказать предположение, что если бы события развивались как обычно и против зятя президента не выступил бы Аблязов, а судебный процесс против Мухтара Джакишева удалось провести потихоньку, то атомную промышленность Казахстана постигла бы та же участь, что и нефтегазовый сектор.
Удар по зятю и тестю
Принципиальным отличием последнего заявления Мухтара Аблязова стало и то, что на этот раз удар был нанесен не только по зятю, но и по тестю.
Процитируем: «Являясь близким родственником президента Назарбаева Н.А., пользуясь его доверием и покровительством, используя должностные полномочия зампредседателя правления ФНБ «Самрук-Казына» и председателя совета директоров НК «КазМунай Газ», Кулибаев Т.А. ...»
Так что противостояние Аблязова и Кулибаева расширилось по фронту, и теперь бывшему экс-председателю совета директоров БТА противостоит не только зять, но и сам Нурсултан Назарбаев и вся президентская рать. Правда, в публичную полемику ни тот, ни другие не вступают — отмалчиваются, зато вместо них действуют право охранительные органы Казахстана и России, а также «грязные перья» из Интернета.
Означает ли это молчание — знак согласия, а черный пиар в отношении Аблязова и наезды силовиков — единственно возможную реакцию, поскольку других аргументов у них просто нет?
А еще Аблязов убил Кеннеди!
Уж не российские ли «пиарщики» премьера Масимова заняты в производстве девятого вала «черного пиара»?
Любопытная картина наблюдается в последние два месяца на информационном фронте. Можно сказать, налицо девятый вал «черного пиара» против ставшего неожиданно главным оппонентом «Ак орды» Мухтара Аблязова.
Мы не стали анализировать мелкие малопосещаемые и непопулярные интернет-ресурсы, где впервые появляются подобного рода статьи, которые затем повторяются на более респектабельных сайтах и страницах провластных газет типа «Литера» и «Айкына». А просто посмотрели статистику на сайте «Номад», известном публикацией всевозможных дайджестов.
Так вот, за 6 дней апреля там было опубликовано про «плохого Мухтара Аблязова» 6 материалов, за 31 день марта — 41 материал, за 28 дней февраля — 11 и в январе — ноль. Всего за квартал с небольшим получилось 58.
Для сравнения: за весь 2009 год, когда информационная атака на экс-председателя совета директоров БТА также велась, но не столь интенсивно, — всего 51 материал, в том числе больше всего в июле — 9.
Однако проблема Астаны и Назарбаева заключается в том, что стандартный метод пиар-борьбы с неугодным источником информации путем его компрометации в данном случае малопригоден. Что бы ни говорили про Мухтара Аблязова, это не обесценивает его обвинений. Ведь большинство из нас наверняка догадывались, откуда в стране произрастает коррупция, просто боялись себе в этом признаться, а теперь все покрывала сброшены и точки над «i» расставлены.
В стране нашелся человек, который сказал: «Король-то голый!» — и теперь все зависит от того, как быстро и полно эта информация разойдется по стране и какую реакцию вызовет среди широких слоев казахстанцев. Но уже понятно, что страна не будет такой, как до начала этого года — года председательствования в ОБСЕ, кстати.
Источник: Газета "Голос Республики" №13 (144) от 09 апреля 2010 года