Featured

Игра в “честность”

Слова Аристотеля о том, что “самое главное при всяком государственном устройстве - устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться”, в казахстанской действительности звучат как сказка.

 

 

Игра в “честность”Казахстан часто напоминает лабораторию, где чиновники играют роль экспериментаторов, а народ выполняет функцию подопытных кроликов. Многочисленные псевдореформы, правительственные инициативы и государственные программы вводятся “шприцем” в тело общества, которое уже давно выработало иммунитет в виде высокого уровня пофигизма и недоверия ко всем “благим пожеланиям” со стороны власти. Обидно, что разработка этих, часто бесплодных, программ и их реализация идут за наш с вами счет. Вот и на этот раз государство решило совершить налоговую революцию, предлагая план поэтапного ввода системы всеобщего декларирования доходов населения, чтобы, как говорится, жизнь медом не казалась. С 1 января 2011 года должны подать декларации государственные служащие, банкиры и работники национальных компаний. Остальные казахстанцы представят отчет за 2012 год в первом квартале 2013-го.

 

Сторонники поголовного декларирования считают, что это повлечет уменьшение коррупции до 60 процентов, позволит сравнить и привести в порядок все имущественные данные по гражданам, разбросанным по разным ведомствам, увеличит поступление налогов и прозрачность финансовых операций как с казахстанскими, так и с иностранными ценными бумагами.

 

При этом, как всегда, ссылаются на мировой опыт: в тех же США ежегодная сдача налоговых деклараций давно уже стала неотъемлемой частью существования среднестатистического американца. Хотя и там количество финансовых консультантов по уклонению и сокрытию реальных доходов давно уже сравнялось с гигантской армией юристов и психоаналитиков, которые появляются тогда, когда эти самые консультанты плохо поработали. Но дьявол кроется в деталях. В тех же США уплата налогов - это не игра в одни ворота, а обоюдное партнерство власти и общества. Первые несут ответственность за свою работу. Вторые платят за эту работу в виде налогов. И тезис “Я плачу налоги, а следовательно, имею право требовать от чиновников качественной работы” - там отнюдь не пустые слова. В истории США даже были прецеденты отказа платить налоги по политическим мотивам - в знак несогласия с государственным курсом, как это было в случае войны во Вьетнаме, Ираке или Афганистане.

 

Что касается Казахстана, то фантастикой выглядит картина, при которой любой налогоплательщик будет требовать от чиновника должного выполнения своих функций без взяток и отфутболиваний лишь только потому, что этот самый чиновник, сидя в казенном кресле в казенном кабинете и ставя подписи на казенной бумаге, содержится за наш с вами счет. Общество и власть так долго существовали в разных измерениях, что перестали доверять друг другу. Именно здесь и зарыта собака. Можно сколько угодно проводить легализацию капиталов и имущества, принимать новые Налоговые кодексы и вводить всеобщее декларирование доходов, но без определенного доверия между властью и обществом все будет напоминать игру в “честность” с кукишем в кармане. И к декларированию доходов можно относиться с симпатией, но лишь при гарантии эффективного использования уплаченных налогов. В чем есть большие сомнения, если вспомнить вереницу дорогостоящих, но неэффективных государственных программ, начиная от импортозамещения и заканчивая созданием кластеров и непонятных социально-промышленных корпораций. Поэтому слова Аристотеля о том, что “самое главное при всяком государственном устройстве - устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться”, в казахстанской действительности звучат как сказка. Ведь растрата вверенного имущества с использованием служебного положения у нас стабильно составляет около 30-40 процентов от бюджетных ассигнований.

 

В США декларирование доходов государственных служащих подкрепляется жестким контролем. Например, должностные лица обязаны декларировать свои финансовые интересы в специальных анкетах. И предоставление ложных данных в анкете с целью скрыть конфликт интересов является уголовным преступлением. Кстати, понятие “конфликт интересов”, которое довольно активно распространено во многих международных организациях, было бы неплохо применить и к казахстанским чиновникам. Чтобы при выполнении правительственных заказов руководящими принципами были эффективность и экономия, а государственная должность и доступ к служебной информации не были использованы в целях извлечения личной выгоды.

 

Инициативу по всеобщему декларированию доходов многие по привычке будут воспринимать лишь как очередную преграду, которую всеми силами постараются обойти. Ссылка на то, что первыми пример налоговой добропорядочности покажут сами чиновники, которые пока еще добровольно должны публиковать декларации о своих доходах, не выдерживает никакой критики. У нас министры, депутаты и руководители национальных компаний - сплошь “бедные люди”, хотя и проживащие в особняках и владеющие “крузерами” (исключительно по доверенности более “богатых” родственников). Кстати, в случае введения всеобщего декларирования доходов количество таких родственников также существенно уменьшится, так как они плавно перетекут к категории “чемоданных миллионеров”. Тем более что декларирование доходов всех государственных служащих, банкиров и работников национальных компаний создает благоприятную возможность для конкурирующих элитных группировок использовать полученную информацию в своих разборках. Кроме этого еще больше увеличатся полномочия и репрессивные возможности силовых структур, активно борющихся за право быть лидером в борьбе с коррупцией. В этом случае что еще остается делать “бедному чиновнику”, как не перевести все в кэш, держать в заначках или вывезти капиталы за пределы страны, что поставит крест на результатах всех наших легализаций капитала и собственности последних лет. Хотя даже офшоры и швейцарские банковские счета уже перестали быть безопасной гаванью в условиях кризиса, поскольку международное сообщество оказывает на них беспрецедентное давление, добиваясь раскрытия данных о клиентах.

 

В России с 1 января по 30 апреля 2009 года уже прошла кампания по декларированию гражданами личных доходов за 2008 год. Но что-то бодрых заявлений о результатах этой кампании пока не слышно. Что неудивительно. Еще будучи президентом России, тот же Владимир Путин два года тому назад официально продекларировал лишь наличие квартиры в Петербурге площадью 77,7 квадратного метра, земельного участка в Московской области, а также два зарегистрированных легковых автомобиля - ГАЗ М-21 и ГАЗ М-21Р (1960 и 1965 года выпуска) плюс прицеп “СКИФ” 1987 года выпуска. Интересно, сколько “прицепов”, “шесть соток” и “квартир в хрущевке” продекларируют наши чиновники-бессребреники, приложив соответствующие фотографии, как теперь это собираются требовать налоговые органы. Хотя в фотографировании декларируемого имущества кое-кто уже усматривает нарушение прав человека на неприкосновенность жилища и имущества. Не меньше смущения вызывает отсутствие гарантий сохранения конфиденциальности полученной информации, так как в самой декларации необходимо будет вписать не только свое движимое и недвижимое имущество, но и ценные бумаги, доли участия в коммерческих организациях, деньги на счетах в банках, в том числе депозиты, ценные подарки, дарственное или наследуемое имущество и даже накопления в пенсионных фондах. При этом непонятно, что, например, понимать под ценным подарком. Для кого-то и пара китайских носков - уже ценная вещь, а для кого-то еще одна подаренная “тачка” в гараже - нечто совсем обыденное.

 

Между тем казахстанское общество сегодня напоминает пирамиду, где (условно) 10 процентов населения относятся к вершителям судеб, 15 процентов - к так называемому среднему классу, который в условиях кризиса сильно поредел, 10 процентов - “новые бедные”, из числа тех, кто когда-то в этот самый средний класс входил, и 65 процентов - все те, кто живет недалеко от черты бедности. Увы, всеобщее декларирование доходов эту пирамиду не перевернет с ног на голову, не сделает ее более справедливой. Ведь у нас честность давно уже стала синонимом слова “бедность”. Но именно принцип социальной справедливости должен сейчас ставиться во главу угла в деятельности государства. Чтобы борьбу с коррупцией не воспринимали как конкуренцию за уменьшившуюся кормушку, антикризисную программу правительства - как очередной распил бюджетных денег, а форсированную индустриально-инновационную программу - как новую имитацию бурной деятельности.

 

Раз государство все же решило в ближайшие годы вводить всеобщее декларирование доходов, то, сказав “А”, давайте скажем и “Б” и введем дифференцированное налогообложение граждан в зависимости от их материального благосостояния. Проще говоря, герои журнала Forbes должны платить гораздо больше, чем все остальные. Это, по крайней мере, будет более справедливым государственным подходом, чем очередная попытка уравнять в налоговых обязательствах олигарха и пенсионера.

 

ВРЕМЯ

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details