Featured

«Казахгейт», открой личики!

giffen_advК началу слушаний в Манхэттенском суде стороны пробирались огородами. Адвокат Шварц с командой подкатил на лимузине. Подсудимый Гиффен прошел через черный ход. А прокуроры появились в самый последний момент перед началом слушаний.


«С меня хватит», — примерно с таким словами обратился к судье адвокат Джеймса Гиффена Вильям Шварц на очередном заседании 13 апреля. В этот момент я действительно поверил, что ему надоело. Надоело защищать своего клиента от государства, которое обвинило его во взяточничестве, а теперь саботирует намерение адвокатов предъявить улики, которые позволят им защитить Гиффена.


И что делать судье?


Впрочем, сам Гиффен выглядел вполне невозмутимо. Он как будто чувствовал свою правоту.


Еще более драматичным выглядело поведение в суде самого судьи, который развел руками, заявив: «Я и не знаю, что делать-то теперь». Так он охарактеризовал действия неких секретных ведомств США, которые так и не согласовали между собой разрешение Гиффену ознакомиться с документами. А это означает еще одну отсрочку для готовящегося процесса.


Впрочем, судья Вильям Поли лукавил. Он знает, что делать. И уже очень скоро огласил свое решение: если стороны не согласуют условия знакомства с документами, то он заставит все заинтересованные стороны сесть в одну комнату и будет держать их там, пока они не придут к согласию.


Получится что-то вроде выборов папы римского, выбирают которого также за закрытыми дверями, и до момента завершения самого выбора участники не могут покинуть помещение.


Секреты в тайной упаковке


Секреты уже стали главной фирменной особенностью дела о «Казахгейте». Сначала они выглядели невинной уловкой, к которой прибегли представители защиты Гиффена, дабы саботировать процесс. Но после эскапад Шварца такое объяснение уже не выглядит настолько простым.


Наблюдатели уже давно отметили небывалую секретность всего дела. Из двух сотен задепонированных по делу Гиффена документов для ознакомления доступно лишь около десяти. Как правило, это технические документы, в которых оговариваются даты будущих слушаний.


По сути, даже обвинение Гиффену так и не было обнародовано в рамках дела S203 Cr.404 (WHP). Оно стало доступным для журналистов лишь после иска Джека Гринберга, независимого нефтяника из Колорадо, который пытался возбудить дело о коррупции казахстанских властей и заговоре, в котором приняли участие практически все крупнейшие нефтяные концерны.


Делу так и не был дан ход, но Гринбергу удалось вытребовать официальное обвинение, предъявленное прокуратурой США Джеймсу Гиффену. Теперь оно хранится в архивах дела 1:08‑cv-00301‑DB, где и доступно для ознакомления.


Как в условиях такой сек ретности, граничащей с паранойей, проводить процесс — пока непонятно. Ведь с секретными документами должны будут как минимум ознакомиться и присяжные заседатели.


Также непонятно, кто же реально представляет в этом деле государство. Несмотря на попытки прокуроров оспорить шумные обвинения Шварца, выглядели они явно обескураженными. Обвинители оказались не готовы к такому откровенному саботажу со стороны «коллег» из силовых структур.


Перед самым началом слушаний Шварц передал команде прокуроров некий пакет, содержание которого явно стало сюрпризом для Стивена Ритчена. На вопрос, что происходит, одна из адвокатов Гиффена сделала страшное лицо: «Это секрет». Еще один секрет в этом и без того тайном деле.


Как взятки становятся большой политикой


Напомним, что вопрос о том, передавались ли президенту Казахстана деньги западными компаниями за участие в выгодных концессиях, суд в Манхэттене не обсуждает. Это установленный факт.


Стороны лишь не согласны с квалификацией выплаченных сумм. Прокуратура называет их взятками, а Гиффен и его команда считают, что это была спецоперация неназванных спецслужб. Для Гиффена различия в определениях означают выбор между тюрьмой и свободой.


Но каков выбор для властей Казахстана? Или даже правильнее переформулировать вопрос. Что обиднее для «Ак орды» — получить просто взятку или же получить платеж, санкционированный спецслужбой другого государства?


Первым, конечно, удивить кого-нибудь у нас в стране сложно. Но вот со вторым сталкиваться еще не приходилось. Осталось лишь узнать, что же за секреты требует обнародовать Гиффен.


Впрочем, вряд ли Назарбаев или кто-то еще из нашего истеблишмента продавали американским спецслужбам секретную информацию. Скорее всего, они просто пользовались выделенными «бонусами», не отдавая себе отчета в том, что в большой политике «просто взяток» не бывает.


Спецслужбы всегда и везде пытаются спровоцировать политиков других стран на безответственные действия, чтобы потом использовать полученный компромат для требования серьезных политических уступок. Но, видимо, нашим властям было не до азов большой дипломатии, когда перед глазами бывших партийных руководителей начали мельтешить миллионные суммы.


И все-таки ужасно интересно, что же за информацию предоставил бывший советник Назарбаева секретным службам США? Одна надежда, что судья Вильям Поли заставит всех заговорить.
Следующее слушание будет в июне.


К слову о Карачаганаке


Кстати, в числе обвинений Гиффена во взятках фигурирует не только Тенгизское месторождение, за право участвовать в котором бились американские нефтяники. Отдельным разделом в обвинении представлено и дело о Карачаганаке.


Том самом Карачаганаке, что сегодня превратился в разменную карту, которую Астана пытается разыграть в стратегической комбинации с администрацией США.


Напомним, что власти Казахстана намерены войти в консорциум Karachaganak Petroleum Operating BV, выкупив 10% акций компании примерно за 1 миллиард долларов. Для того чтобы облегчить выполнение этой задачи, власти с завидной регулярностью обвиняют нефтяников во всевозможных правонарушениях — видимо, для того чтобы убедить концессионеров пойти на более выгодные условия.


Любое развитие «Казахгейта» может привнести сюрпризы и в это дело.


Москва — Нью-Йорк.


Источник: Газета "Голос Республики" №14 (145) от 16 апреля 2010 года

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details