Элита в Казахстане это, прежде всего, приближенные к государственным структурам люди. Но если раньше кланы базировались на родовой сплоченности, то сегодня формирование идет вокруг отдельных личностей и крупных игроков.
Знаток казахстанской элиты, известный в республике издатель библиографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев считает, что элита в Казахстане - это весьма специфическое сословие. Вход в это сословие закрыт, у него свои правила игры, высокая степень неформальных связей и общность целей.
Казахстанская элита – это специфическое сословие
По словам Ашимбаева, казахстанская элита - одна из самых титулованных в мире. Около 60 процентов ее составляют доктора наук и 30 процентов - кандидаты наук. Впрочем, с точки зрения эксперта, представителей казахстанских элит объединяет вовсе не уровень образованности, а скорее "наличие в недрах казахстанской земли элементов таблицы Менделеева", то есть, доступ к природным ресурсам.
Согласно наблюдениям Данияра Ашимбаева, в стане действующей государственной элиты по-прежнему действует принцип "трудовых династий". По его оценкам, 99 процентов представителей элиты - это люди, которые находятся "в обойме", либо дети тех родителей, которые в ней находились.
Группы влияния
В последние годы подразделение на кланы несколько видоизменилось, говорят эксперты. Если раньше кланы базировались на родовой сплоченности, то сегодня формирование идет вокруг отдельных личностей и крупных игроков, сплотившихся в команды. С точки зрения председателя ОО "Жаса, Азаттык!" Жасарала Куанышалина, "при существующей ныне системе власти, которую я называю и другие, наверное, тоже, режимом власти одного человека, нас не может ожидать что-то хорошее. 20 лет – это немалый срок... Он показал, что эта система способна только... присваивать ресурсы этого государства, делясь со своими подельниками за рубежом".
Несмотря на наличие в стране нескольких групп влияния, на которые разбилась казахстанская элита, довольно сложно с точностью сказать, где заканчивается одна и начинается другая. Но есть и группы, между которыми все же есть жесткие границы.
По данным Евразийского центра политических исследований, группы влияния определяются исходя из ее совокупных активов и возможностей воздействия на развитие политических и экономических процессов. Если раньше во главе доминантной группы аналитики называли президента Нурсултана Назарбаева, то сегодня ему отводят роль арбитра в конфликтах элит.
Большая часть экономики страны, по оценкам обозревателей, находится под контролем среднего зятя президента Тимура Кулибаева. Впрочем, оговариваются эксперты, у каждого из людей в команде Кулибаева есть тоже своя группа. А при наличии совокупности большого числа малых групп, контролировать абсолютно все уже становится практически невозможным. Как вспоминает в разговоре с корреспондентом Deutsche Welle супруга известного политолога Нурбулата Масанова Лаура Масанова: "Нурбулат Эдигеевич говорил, что в последние годы у нас движущей силой экономических реформ и общественно-политических процессов все более становится коррупционный средний класс, который давно уже вырос из своих "коротких штанишек" и все больше требует экономических и политических гарантий".
"Кораниты" - новая политическая сила
В данном случае "средний класс" - это не просто бизнесмены или деятели культуры, науки и образования, а в первую очередь госчиновники и менеджеры госкомпаний. Любопытно, что при этом, отдельные аналитики вывели своеобразное разделение внутриэлитных группировок, где первое место занимают так называемые "кораниты", неожиданно возникшие в качестве новой политической силы.
Ее идеологическим центром стало общественное объединение "Ізгі амал", что означает "Благие дела". Новый вид политических игроков появился в нефтеносном Атырау и получил определенную поддержку местной исполнительной власти в бытность ее руководителем Аслана Мусина, ныне руководителя аппарата президента Казахстана и одного из кандидатов в преемники Нурсултана Назарбаева. В "золотой клуб" коранитов входят дети высокопоставленных политиков, чиновников и бизнесменов.
Известно, что эта группа элиты имеет определенное влияние на высшее руководство страны. Впрочем, сын непотопляемого Аслана Мусина, лидер "коранитов" Мусин и не скрывает намерений, заявив в интервью местным СМИ о необходимости формирования национальной элиты, "которая не может быть аполитичной". А потому, мол, "Ізгі амал" призвана "решить проблему внутреннего наполнения мозгов и душ национальной элиты, в том числе и политической".
Возможен ли преемник
Сами "кораниты" называют Аслбека Мусина будущим президентом. Однако с этим согласны далеко не все эксперты. Одни считают, что смена власти так или иначе произойдет по российскому варианту "Ельцин-Путин". Однако до сих пор никто с уверенностью не берется предположить, кого именно назовет своим преемником действующий президент.
Однако не все уверены, что Назарбаев добровольно покинет свой пост. При сценарии, когда правящая элита сама вынуждена будет искать преемника, эксперты полагают, что "сменщик" может появиться из своих рядов, и возможно новым президентом станет спикер сената Касымжомарт Токаев, имеющий "нужный" конституционный статус. К тому же у него за плечами опыт министра иностранных дел, премьер-министра и госсекретаря. Правда, надежный прогноз о том, кто займет пост президента № 2 сегодня, наверное, смог бы делать лишь один человек - президент № 1.
Автор: Зарина Козыбаева, Алма-Ата
Редактор: Михаил Бушуев
www.dw-world.de