Российский журналист, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов высказал свое мнение по поводу денонсации соглашения между правительствами Кыргызстана и США о сотрудничестве.
Я с печалью воспринял сообщение о денонсации соглашения с США. Мне казалось, что Кыргызстан и его руководство достаточно уважительно относится к себе, чтобы не демонстрировать такой детской реакции. Что называется, утерли нос, когда тебе дали в лоб, и пошли крушить все вокруг - квартиру, папу, маму, брата и сестру… Исключительно для того, чтобы все видели, какой ты крутой.
Видел в комментариях на кыргызстанских ресурсах фразу, которую когда-то я сказал в Бишеке: «Кыргызстан выглядит сегодня как государство, находящееся в подростковом, незрелом периоде». Что подтверждается, к сожалению, со всей очевидностью. Зрелое государство, например, Казахстан, могло не одобрять присуждение премий зарубежных государств или международных организаций таким выдающимся деятелям Казахстана, которые заочно осуждены казахстанским судом и находятся в оппозиции, в эмиграции, как экс-премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин. Однако при этом мудрость руководства страны состояла в том, чтобы, может быть, сделать некое заявление, но не бросаться с разорванной на груди рубашкой на амбразуру оппонента или противника. В случае с Кыргызстаном было достаточно ограничиться нотой протеста МИД.
Мы не рассматриваем сейчас саму суть дела Азимжана Аскарова. Я лично считаю, что это дело иллюстрирует все несовершенство судебной системы Кыргызстана, которая не смогла обеспечить справедливое и беспристрастное судебное разбирательство с участием защитников, которые противопоставляли бы обвинению свои доказательства. Могу предположить, что награждение Азимжана Аскарова совпало с моментом, когда в Кыргызстане идет серьезный внутриполитический процесс перед предстоящими выборами в парламент. И может быть, американцы не очень четко отдавали себе отчет о внутренней диспозиции в стране.
Я уверен, что это было сделано в угоду Москве, в угоду тем, кто фактически регулирует ситуацию в стране после ее вступления в ЕАЭС. Уверен, что это жест, направленный на некие ответные симпатии со стороны Пекина. Полагаю, что в Бишкеке теперь рассчитывают на то, что Кыргызстану теперь ни в Москве, ни в Пекине, ни в чем не смогут отказать, если он попросит помощи. Потому что другой помощи от США в случае непредвиденных обстоятельств или финансовых затруднений может не быть оказано.
Кыргызстан в этой ситуации становится полностью зависимым от больших игроков и теряет свою самостоятельность, перестав быть уверенным в своей в государственной субъектности. Денонсация соглашения, предусматривающая поддержку реализации десятков проектов, которые осуществлялись в Кыргызстане - образовательных, гуманитарных, политических, юридических, правозащитных, это действие, которое можно сравнить только с известной поговоркой: «Выколю себе глаз, чтобы у тещи зять кривой был». Я не вижу в этом серьезной заботы о стране и людях, лишь только стремление удовлетворить отдельные политические амбиции. Думаю, что денонсация - стремление отвлечь внимание от ареста Данияра Нарынбаева.
Бишкек встраивается в фарватер российской политики, определяемой мракобесами из Государственной думы, которые принимают документы, начиная от «закона Димы Яковлева», принятого в ответ на принятие акта Магнитского, и заканчивая законами об иностранных агентах. Закон об иностранных агентах уже вызвал невероятный и унизительный для российского общества, интеллектуалов и ученых скандал с прекращением деятельности фонда «Династия», что само по себе вызвало смущение руководства страны, которое к осени обещало подправить этот документ.
Кыргызстанские депутаты (извините, не хочу никого обижать) ведут себя, мягко говоря, не по-взрослому, когда принимают через кальку такого рода же законы - об иностранных агентах и запрете гей-пропаганды - и почти полностью дезавуируют имидж Кыргызстана как единственного демократического государства в Центральной Азии.
Радио Азаттык, 22.07.2015