Бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает, что перемены в структуре дипломатического ведомства вызваны сложной ситуацией в экономике – содержать нынешнее количество посольств и консульств накладно. Загранучреждения сократят, а их оставшимся работникам придется заниматься не имиджем, а экономикой
2 февраля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел закрытую коллегию с участием чрезвычайных и полномочных послов республики за рубежом, которых специально вызвали на эту встречу. Коллегия последовала за жесткой критикой в адрес МИДа со стороны главы государства в ноябре 2015 года. Содержание беседы во время коллегии доподлинно неизвестно — журналистов попросили покинуть зал после завершения протокольной части. Однако, СМИ распространили информацию, что МИДу придется сократить количество заграничных учреждений и в целом перестроить свою работу.
Ситуацию корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал Казбек Бейсебаев, бывший дипломат, с 1990 по 2008 годы работавший в системе МИД Казахстана.
ИА REGNUM: Казбек Жумабекович, похоже, предстоит реорганизация внешних представительств МИД Казахстана. Как вы думаете, каким образом она пройдет?
Чем мощнее страна, тем ее интересы дальше распространяются в мире. Соответственно, такие страны имеют посольства почти везде. На коллегии президент сказал, что «мы не такая держава, чтобы определять мировую политику дипломатии» и «посольства надо иметь там, где есть наши интересы». У нас есть посольства в таких странах, с которыми маленький товарооборот. Таким образом, исходя из экономических интересов, придется сокращать загранучреждения. Главная причина сокращения, это, несомненно, непростая ситуация в экономике. Держать почти 94 посольств и консульств — это накладно.
Другой важный вопрос: что делать с теми послами и дипломатами, которые могут попасть под сокращение? Вероятно, в структуре МИД вернутся к общемировой практике, когда руководитель территориального подразделения де-факто будет стоять выше, чем посол. У нас формально так было, но в реальности посол считался фигурой повыше и престижнее. Например, директор департамента мог стать послом, а случаев, когда посол становился директором не было. Скорее всего, часть посольств упразднят, а их функции будут выполнять посольства в соседних странах. Или будет одно посольство на регион. Посольства в ведущих странах, в странах союзниках, регионе Центральной Азии и в наших основных экономических партнерах останутся.
ИА REGNUM: Есть информация, что теперь представительства МИДа будут относиться также к Министерству экономики и Министерству по инвестициям. Если это так, даст ли это практический результат?
С одной стороны, в том, что заговорили об экономической дипломатии, нет ничего нового. Об этом говорили еще давно и периодически. Но особых подвижек не наблюдалось. Когда-то в МИД даже был комитет по инвестициям. Теперь заговорили всерьез, ибо ситуация в корне изменилась. Когда-то основной частью внешнеполитического ведомства была имиджевая работа. Сейчас не до имиджа. Видимо, посольства будут выполнять часть функций министерств экономики и инвестиций. Для этого каких-то особых перестановок не требуется. В каждом посольстве есть дипломаты, отвечающие за экономическую работу. Возможно, в штат посольств введут представителей упомянутых министерств.
Раз снова заговорили об инвестициях через посольства, значит, до этого не очень этим делом занимались. Кстати, сам президент сказал, что некоторые послы ничего не понимают в экономике.
Напомним, свое недовольство работой казахстанских послов Нурсултан Назарбаев выразил в ноябре 2015 года. «У нас куда не поедешь — послы, не знаю, чем занимаются. Свое дело не знают, экономику тем более не знают. На коллегии мы поговорим об этом — качество послов, раздувание посольств везде и всюду, надо — не надо. Нам надо иметь представителей там, где есть интерес Казахстана», — наметил повестку коллегии глава государства.
ИА REGNUM, 5 Февраля 2016.