Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров завершил центральноазиатское турне визитом в Ашхабад.
Туркменистан настроен выйти на новые масштабные договоренности с Россией в газовой сфере, заявил Лавров по итогам переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. Эксперты считают, что Ашхабаду могло быть предложено обеспечение безопасности в обмен на лояльность.
Накануне Сергей Лавров заявил, что «Прикаспийский регион должен оставаться регионом, в котором ответственность за все происходящее несет каспийская пятерка – Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркмения». Министр пояснил, что речь идет о развитии полноценного сотрудничества между всеми прикаспийскими государствами после подписания Конвенции о статусе Каспия 12 августа 2018 года в Актау.
Этот месседж был адресован в большей степени президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову. Дело в том, что в Прикаспийском регионе в последнее время активизировалось сотрудничество в направлении Евросоюз–США. Одним из инициаторов происходящего стал Ашхабад. В Европе, по прогнозу Фонда стран – экспортеров газа (GECF), ожидают увеличение объемов поставок газа по Южному газовому коридору c 278 млрд куб. м до 350 млрд куб. м в 2020 году и до 440 млрд куб. м в 2040 году. Для реализации этих планов необходимо к азербайджанскому газу добавить туркменский, а значит, подключить Туркменистан к Южному газовому коридору. Сделать это возможно, только построив Транскаспийский газопровод.
Финансировать этот проект скорее всего будет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 31 января Ашхабад посетила делегация ЕБРР во главе с управляющим директором по Центральной Азии Бруно Бальванера. В это же время в Туркменистане побывал и специальный представитель ЕС по Центральной Азии Петер Буриан. На встречах с президентом Бердымухамедовым отмечалась «высокая динамика развития отношений между Ашхабадом и Брюсселем, основой которого являются десятки уже реализованных и осуществляемых совместных проектов и программ». Сообщалось, что ЕС откроет в Ашхабаде свое представительство. В то же время Представитель ЕС также обсудил с властями Туркменистана вопросы транспортного сотрудничества, в частности «инициированный Туркменистаном и Румынией транспортно-транзитный коридор Каспийское море – Черное море».
Вторым транспортным звеном стал коридор Lapis Lazuli (Лазуритовый коридор), основными участниками которого стали Афганистан–Туркменистан через Каспийское море – Азербайджан – Грузию – Турцию. Предполагается, что по этому маршруту пойдут грузы в Афганистан и обратно. «Важен и контекст вероятного транзита грузов в интересах военного (и прочего) присутствия стран Запада в Афганистане через Каспийское море. Да, по духу и букве Конвенции о правовом статусе Каспия, а также по договоренностям (и целям) подписантов присутствие военных сил внерегиональных стран и военных блоков на Каспии запрещено. Однако весь пропагандистский антураж, возможно, осуществляется в целях маскирования организации системной переброски грузов в интересах группировки США и НАТО в Афганистане. Из текста конвенции непонятно, возможен ли такой транзит в принципе, но все эксперты и государственные чиновники открещиваются от этой идеи, хотя прямых и косвенных утечек на эту тему уже довольно много», – сказал «НГ» туркменский эксперт Сердар Айтаков. При этом, по его мнению, не исключено, что все грузы будут оформляться как коммерческие и гуманитарные, что, как считают организаторы проекта, не должно привлекать повышенное внимание России и Ирана, вызывать подозрения или возражения.
Эксперт по постсоветскому пространству Аркадий Дубнов считает, что Сергей Лавров захочет уточнить планы Ашхабада по подключению к Евразийскому транспортно-транзитному коридору, создание которого активно предлагает Румыния, ставшая с января 2019 года председателем ЕС. «Стоит напомнить, что Румыния возглавляет группу стран в ЕС, которая неформально носит название «клуб друзей Туркменистана», именно в Румынии один из университетов присудил в 2017 году президенту Бердымухамедову звание «Человек года», чем немало удивил европейскую общественность. Логистика маршрута Евразийского коридора, проходящего с восточного, туркменского берега Каспия до западного, азербайджанского берега и далее через Грузию, Черное море в Румынию, не предполагает участия России. Вряд ли эти инициативы в нынешней ситуации придутся по нраву Москве», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов.
Сомнительно, что мимо внимания российской дипломатии могли пройти сообщения о высказанных туркменским руководством планах по созданию под эгидой ООН «какого-либо международного экологического института, фонда, центра, который будет пользоваться в мире уважением и доверием», причем именно в Ашхабаде. Этот фонд, как надеются туркменские власти, мог бы провести экспертизу для строительства Транскаспийского трубопровода. «Ашхабад, по всей видимости, пытается обойти соответствующие договоренности каспийской пятерки», – полагает эксперт. Он напомнил, что Азербайджан и Туркменистан уже ратифицировали Каспийскую конвенцию, что позволяет начать реализацию совместных проектов. «Но если в Москве сочтут, что эти проекты не отвечают ее интересам, то вряд ли она будет спешить с ратификацией. Не говоря уже об Иране, который в этом вопросе будет солидарен с Россией», – подчеркнул Дубнов.
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что туркменское руководство годами и десятилетиями ведет понятную игру, никогда не изменяя себе. «Власть жестко и эгоистично играет на все заинтересованные лица одновременно. Под лицами подразумеваю США, Европу, Китай. И меньше всего делает что-то для того, чтобы поддерживать связи с Россией. Это факт. Исходя из этого, надо и рассматривать политику Туркменистана – прошлую, нынешнюю и будущую. «Развлечением» туркменских руководителей, был ли это Туркменбаши, или сегодня Аркадаг, или будет кто-то третий завтра, являлась идея транзита туркменских энергоносителей на европейский рынок через Турцию. И вообще транзита через что угодно, только не через Россию. Туркменское руководство это категорически не воспринимало. «Газпром» – это вечный предмет его страшных подозрений в неоколониализме», – сказал «НГ» Сатановский.
По словам эксперта, находящиеся на другом берегу Каспийского моря Азербайджан и Грузия являются единственным понятным транзитным маршрутом. «До сих пор строительство Транскаспийского газопровода сдерживал Баку, у которого сложные отношения с Ашхабадом. Но давление на Азербайджан серьезное, через азербайджанский порт идет транзит грузов в страны Центральной Азии, Афганистан и далее на Пакистан. Аналогичный порт построен и в Туркменистане. Как здесь поступит российское руководство, имея опыт Украины? США рассматривают европейский рынок только в контексте своего сжиженного газа, а российскому трубопроводному газу там места нет. Ради реализации этого плана Госдепартамент США идет на все. Посещение Ашхабада представителями ЕБРР, ЕС, снятие де-факто с повестки дня вопроса о политических заключенных в Туркменистане – а это факт, – все это говорит о готовности Запада не поскупиться ради экономических интересов. А подписанная пятью странами конвенция о том, что на Каспии не должно быть внерегиональных игроков, Запад не беспокоит совершенно. И не только Запад. Во всяком случае, те, кто заинтересован в Транскаспийском трубопроводе, будут игнорировать конвенцию и с удовольствием у себя примут и американские базы, и американских военных, и американскую технику, только, чтобы близко к ним не подошла Россия. В какой мере на это Россия сможет отреагировать – вопрос открытый», – отметил Евгений Сатановский.
Независимая Газета, 06.02.2019