Featured

Туркменистан может стать троянским конем на Каспии

rusturkМинистр иностранных дел РФ Сергей Лавров завершил центральноазиатское турне визитом в Ашхабад.

Туркменистан настроен выйти на новые масштабные договоренности с Россией в газовой сфере, заявил Лавров по итогам переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. Эксперты считают, что Ашхабаду могло быть предложено обеспечение безопасности в обмен на лояльность.

Накануне Сергей Лавров заявил, что «Прикаспийский регион должен оставаться регионом, в котором ответственность за все происходящее несет каспийская пятерка – Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркмения». Министр пояснил, что речь идет о развитии полноценного сотрудничества между всеми прикаспийскими государствами после подписания Конвенции о статусе Каспия 12 августа 2018 года в Актау.

Этот месседж был адресован в большей степени президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову. Дело в том, что в Прикаспийском регионе в последнее время активизировалось сотрудничество в направлении Евросоюз–США. Одним из инициаторов происходящего стал Ашхабад. В Европе, по прогнозу Фонда стран – экспортеров газа (GECF), ожидают увеличение объемов поставок газа по Южному газовому коридору c 278 млрд куб. м до 350 млрд куб. м в 2020 году и до 440 млрд куб. м в 2040 году. Для реализации этих планов необходимо к азербайджанскому газу добавить туркменский, а значит, подключить Туркменистан к Южному газовому коридору. Сделать это возможно, только построив Транскаспийский газопровод.

Финансировать этот проект скорее всего будет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 31 января Ашхабад посетила делегация ЕБРР во главе с управляющим директором по Центральной Азии Бруно Бальванера. В это же время в Туркменистане побывал и специальный представитель ЕС по Центральной Азии Петер Буриан. На встречах с президентом Бердымухамедовым отмечалась «высокая динамика развития отношений между Ашхабадом и Брюсселем, основой которого являются десятки уже реализованных и осуществляемых совместных проектов и программ». Сообщалось, что ЕС откроет в Ашхабаде свое представительство. В то же время Представитель ЕС также обсудил с властями Туркменистана вопросы транспортного сотрудничества, в частности «инициированный Туркменистаном и Румынией транспортно-транзитный коридор Каспийское море – Черное море».

Вторым транспортным звеном стал коридор Lapis Lazuli (Лазуритовый коридор), основными участниками которого стали Афганистан–Туркменистан через Каспийское море – Азербайджан – Грузию – Турцию. Предполагается, что по этому маршруту пойдут грузы в Афганистан и обратно. «Важен и контекст вероятного транзита грузов в интересах военного (и прочего) присутствия стран Запада в Афганистане через Каспийское море. Да, по духу и букве Конвенции о правовом статусе Каспия, а также по договоренностям (и целям) подписантов присутствие военных сил внерегиональных стран и военных блоков на Каспии запрещено. Однако весь пропагандистский антураж, возможно, осуществляется в целях маскирования организации системной переброски грузов в интересах группировки США и НАТО в Афганистане. Из текста конвенции непонятно, возможен ли такой транзит в принципе, но все эксперты и государственные чиновники открещиваются от этой идеи, хотя прямых и косвенных утечек на эту тему уже довольно много», – сказал «НГ» туркменский эксперт Сердар Айтаков. При этом, по его мнению, не исключено, что все грузы будут оформляться как коммерческие и гуманитарные, что, как считают организаторы проекта, не должно привлекать повышенное внимание России и Ирана, вызывать подозрения или возражения.

Эксперт по постсоветскому пространству Аркадий Дубнов считает, что Сергей Лавров захочет уточнить планы Ашхабада по подключению к Евразийскому транспортно-транзитному коридору, создание которого активно предлагает Румыния, ставшая с января 2019 года председателем ЕС. «Стоит напомнить, что Румыния возглавляет группу стран в ЕС, которая неформально носит название «клуб друзей Туркменистана», именно в Румынии один из университетов присудил в 2017 году президенту Бердымухамедову звание «Человек года», чем немало удивил европейскую общественность. Логистика маршрута Евразийского коридора, проходящего с восточного, туркменского берега Каспия до западного, азербайджанского берега и далее через Грузию, Черное море в Румынию, не предполагает участия России. Вряд ли эти инициативы в нынешней ситуации придутся по нраву Москве», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов.

Сомнительно, что мимо внимания российской дипломатии могли пройти сообщения о высказанных туркменским руководством планах по созданию под эгидой ООН «какого-либо международного экологического института, фонда, центра, который будет пользоваться в мире уважением и доверием», причем именно в Ашхабаде. Этот фонд, как надеются туркменские власти, мог бы провести экспертизу для строительства Транскаспийского трубопровода. «Ашхабад, по всей видимости, пытается обойти соответствующие договоренности каспийской пятерки», – полагает эксперт. Он напомнил, что Азербайджан и Туркменистан уже ратифицировали Каспийскую конвенцию, что позволяет начать реализацию совместных проектов. «Но если в Москве сочтут, что эти проекты не отвечают ее интересам, то вряд ли она будет спешить с ратификацией. Не говоря уже об Иране, который в этом вопросе будет солидарен с Россией», – подчеркнул Дубнов.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что туркменское руководство годами и десятилетиями ведет понятную игру, никогда не изменяя себе. «Власть жестко и эгоистично играет на все заинтересованные лица одновременно. Под лицами подразумеваю США, Европу, Китай. И меньше всего делает что-то для того, чтобы поддерживать связи с Россией. Это факт. Исходя из этого, надо и рассматривать политику Туркменистана – прошлую, нынешнюю и будущую. «Развлечением» туркменских руководителей, был ли это Туркменбаши, или сегодня Аркадаг, или будет кто-то третий завтра, являлась идея транзита туркменских энергоносителей на европейский рынок через Турцию. И вообще транзита через что угодно, только не через Россию. Туркменское руководство это категорически не воспринимало. «Газпром» – это вечный предмет его страшных подозрений в неоколониализме», – сказал «НГ» Сатановский.

По словам эксперта, находящиеся на другом берегу Каспийского моря Азербайджан и Грузия являются единственным понятным транзитным маршрутом. «До сих пор строительство Транскаспийского газопровода сдерживал Баку, у которого сложные отношения с Ашхабадом. Но давление на Азербайджан серьезное, через азербайджанский порт идет транзит грузов в страны Центральной Азии, Афганистан и далее на Пакистан. Аналогичный порт построен и в Туркменистане. Как здесь поступит российское руководство, имея опыт Украины? США рассматривают европейский рынок только в контексте своего сжиженного газа, а российскому трубопроводному газу там места нет. Ради реализации этого плана Госдепартамент США идет на все. Посещение Ашхабада представителями ЕБРР, ЕС, снятие де-факто с повестки дня вопроса о политических заключенных в Туркменистане – а это факт, – все это говорит о готовности Запада не поскупиться ради экономических интересов. А подписанная пятью странами конвенция о том, что на Каспии не должно быть внерегиональных игроков, Запад не беспокоит совершенно. И не только Запад. Во всяком случае, те, кто заинтересован в Транскаспийском трубопроводе, будут игнорировать конвенцию и с удовольствием у себя примут и американские базы, и американских военных, и американскую технику, только, чтобы близко к ним не подошла Россия. В какой мере на это Россия сможет отреагировать – вопрос открытый», – отметил Евгений Сатановский.

Независимая Газета, 06.02.2019

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details