Попытки объединить казахстанскую оппозицию в одну силу к предстоящим в 2012 году парламентским выборам продолжаются. В конце лета прокатилась очередная волна споров по вопросам этого самого объединения.
Оказалось, дело это не такое уж простое. Фактически возродился блок "За справедливый Казахстан!" (ЗСК) с небольшими потерями: партия "Азат" предпочла остаться на этот раз в стороне. В июне этого года оппозиционные общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), Коммунистическая партия Казахстана (КПК), а также активисты и сторонники незарегистрированной партии "Алга!" (Вперед!) заявили о возрождении ими блока ЗСК. И тут же начались взаимные пикировки партий, объединившихся в новый оппозиционный блок, с партиями, оставшимися вне объединения.
Так, лидер КПК Серикболсын Абдильдин на страницах печати объяснил, почему "Азат" не хочет присоединиться к блоку, двери в который, по его словам, для всех оппозиционных партий открыты: "...у партии Абилова есть совершенно иное видение принципов объединения - ее руководители хотят присоединить другие партии к себе". В то же время глава КПК отверг утверждения о том, что ЗСК был создан якобы для того, чтобы "сломать планы" Б. Абилова объединить оппозицию "под себя", заметив, что он, напротив, старается помочь тем, "кто хочет создавать какие-то движения, блоки и противостоять всему тому негативу, что есть в обществе".
Горячего сторонника объединения оппозиции Абдильдина между тем подвергают критике его союзники по идеологии из Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). Дело в том, что попытка соединить некогда расколовшуюся (в 2003 году) на две партии коммунистическую оппозицию заметно затянулась: переговоры по этому поводу ведутся уже более двух лет. В письме в редакцию член обкома КНПК Галина Бондаренко прямо заявляет, что "КПК, выдвигая неприемлемые для КНПК условия, изначально не имела намерения объединиться, а планировала затянуть процесс, чтобы в последующем обвинить народных коммунистов в срыве переговоров".
Далее Галина Александровна поясняет: "Весь этот год прошел в бесконечных консультациях и рабочих встречах. Представители КПК до бесконечности обсуждали механизмы объединения двух партий. При этом уже принятые и подписанные соглашения спустя некоторое время неожиданно объявлялись КПК "недействительными", и все возвращалось на круги своя. Особое возмущение КНПК вызвало то, что в конечном счете позиция КПК свелась к следующему: КНПК должна самораспуститься, а ее члены автоматически войти в КПК. Фактически это завело переговоры в тупик и сделало их бессмысленными".
Свое недоумение по поводу метаний союзников по идеологии выразила и лидер Костанайского филиала КНПК Зинаида Масленкова:
- Если они называют себя коммунистами, почему не стремятся объединиться с нами, а мечутся к демократам, к тем, у кого совсем другая идеология, к тем, кого Запад питает?
Между тем С. Абдильдин продолжает утверждать, что КНПК изначально создавалась в противовес КПК, чтобы отобрать на парламентских выборах голоса избирателей, и ее лидер Владислав Косарев работает исключительно в провластном направлении, что все это не что иное, как политическая игра.
По всему видно, что разъединение у казахстанской оппозиции на сегодняшний день получается куда лучше, чем объединение. И вновь на память приходит крыловская басня о лебеде, раке и щуке. При таком раскладе говорить о сильной оппозиции на казахстанском партийном поле еще ой как рано.
"Костанайские новости"