2009 год был очень важным для становления и развития рабочего и социальных движений в Казахстане, стал кузницей новых кадров протестных организаций.
Напротив в стане правящих классов обозначился раскол, война кланов дошла до крайних форм информационных войн, арестов и громких отставок.Мы должны подытожить нашу деятельность за прошедший год, сделать выводы из реальных успехов и досадных ошибок,проанализировать политические и экономические процессы,увидеть перспективу движения и постараться сформулировать новые задачи на следующий период.
Социально-экономический кризис и предчувствие катастрофы
Социально-экономический кризис разрушил все прежние мифы бюрократии о неуклонном и поступательном движении страны по пути к вечному процветанию и торжеству демократии.2009 год в отличие от 2007 и 2008 года еще больше обнажил всю неустойчивость и ничтожество неолиберальной модели периферийного казахстанского капитализма.Этот год стал также годом борьбы за передел собственности и власти,беспримерного раскола правящих классов и разложения государственного аппарата.
Пресловутая «национализация» БТА и Альянс банков,а потом и отъем контрольного пакета акций еще двух банков были не столько реакцией властей на возможный коллапс финансовой системы и банковского сектора, а фактором концентрации в одних руках группировки среднего зятя президента Тимура Кулибаева крупной собственности и капиталов.Вообще процесс супермонополизации был наиболее заметен в этом году.
Выстроенные монстры в лице фонда «Самрук-Казына»,усиление министерства индустрии,разгром учиненный спецслужбами в национальной компании «Казатомпром»,активное вмешательство государства в дела банковского сектора,говорят о судорожных попытках правящей камарильи выправить ситуацию,а заодно перекрыть доступ к уменьшающимся ресурсам конкурирующим кланам и группам. По сути,как мы и говорили ранее,репрессии развернутые в отношении широких слоев бюрократии,были лишь отображением и откликом на серьезнейшее изменение правил и схемы перераспределения национального дохода.
В тоже время мы можем констатировать,что ни одна антикризисная концепция или мероприятие правительства не сработала и не привела к серьезной мало-мальской устойчивой стабилизации.19 млрд.долларов выделенных из фонда «Самрук-Казына» на поддержку БВУ,связанных с правящей камарильи, лишь еще больше обескровили экономику.В действительности происходит съеживание реального сектора,который не получает дешевых кредитов,идет сокращение производства и потребления, начинается новый вал увольнений рабочих и банкротства тысяч малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Февральская девальвация национальной валюты тенге обогатила лишь узкие финансово-промышленные группы добывающих отраслей и облегчило положение правительства.
В стране в полном разгаре новый потребительский кризис, который уже является третьей фазой современного кризиса. Данные по падению потребительского спроса поражают.Только за октябрь падение спроса в Алматы составило 22%, а в Астане все 26%. И это ведущие города страны и крупнейшие торговые центры! Ситуацию усугубляет также наступление новых акул торгового бизнеса,которые потеряв свои позиции на Черкизовском рынке в Москве,пытаются закрепиться в Алматы,создав несколько крупнейших комплексов и тем самым захватить казахстанский рынок.По сути, кроме потребительского кризиса с одной стороны около 300 тыс. «самозанятых» торговцев подвергнутся давлению и открытому демпингу за счет прямых поставок дешевых китайских товаров.
Таким образом гибель «мелкой торговой буржуазии» и т.н. «среднего класса» крупных городов неминуема,и они уже отданы государством и крупным капиталом на съедение слепым экономическим силам разрушения. Сотни тысяч новых неплатежеспособных заемщиков, бравших кредиты на развитие бизнеса,из числа разорившихся предпринимателей, готовы окончательно подорвать кредитные портфели банков и спровоцировать общенациональный кризис неплатежей.Под ударом находятся мелкие вкладчики депозитов и даже вкладчики пенсионных фондов.Поэтому прежний мирок обывателя рушится у него на глазах, приводя к серьезным сдвигам в сознании широких социальных слоев, оказавшихся под ударом невероятных потрясений.Неизбежна при этом и радикализация и общая политизация настроений и взглядов большинства казахстанцев.
Прежнего благополучия и стабильности уже не будет. Возможны временные остановки,и даже отдельные подъемы, но они будут приводить к новым еще более глубоким кризисам и падениям. Ведущие экономисты уже сошлись на мнении, что нынешняя динамика затяжного экономического кризиса капиталистической системы будет иметь не U образной формы, а в виде буквы W, по примеру рынка Ирландии,когда падение сменяется некоторой стабилизацией, но под давлением многих негативных факторов, надувания новых финансовых пузырей, а также роста безработицы провоцируются новые еще более глубокие кризисы.
Поэтому нужно с определенной долей скепсиса относиться к заявлениям премьер-министра и главы фонда «Самрук-Казына» о наступившей «стабилизации» и роста ВВП на 2%. Нынешнее замедление мирового кризиса связано прежде всего с общей политикой главных воротил по вливанию громадных средств на поддержание банковского сектора.Если 4 триллиона долларов выплеснутые для сохранения мировой финансовой системы исчерпаются это прямым образом ударит и по сырьевой экономике Казахстана.Несбыточны надежды правящей камарильи и на устойчивый рост цен на углеводороды и другое сырье. В ситуации, когда производство падает вместе с потреблением высокими цены на нефть долго поддерживаться не могут.
Монстр в виде сплава государственно-монополистического капитализма и неолиберальных идей Милтона Фридмана на просторах Центральной Азии терпит явный крах и скорее всего окончательный.
Вершина бонапартизма и разложение государственного аппарата
На фоне развернувшихся репрессий под видом «борьбы с коррупцией»,которая сузила социальную базу поддержки Нурсултана Назарбаева среди многочисленного слоя бюрократии, политтехнологи из Ак-Орды пошли по пути повсеместного насаждения культа личности «лидера нации»,с одной стороны, и усилили процесс закручивания гаек,с другой. Возведение бронзового идола в центре Астаны, пышные празднества дня назарбаевской конституции в августе, «прямая линия» президента с народом 13 ноября,выступление Ел Басы в преддверие праздника 17 декабря призваны укрепить авторитет верховной власти, показать «мудрость», величие и силу стареющего кормчего.Логика развития бонапартизма достигла своих наиболее пышных и абсурдных форм,граничащих с введением монархических принципов.
Но под красивым фасадом дворцов отечественного Версаля кроется реальная жизнь двора и жизнь реального, а не выдуманного общества. Удар репрессий коснулся не только высшие круги, но и лидеров общественных объединений, а также прессу. Показательным можно назвать судебный процесс над известным казахстанским правозащитником Евгением Жовтисом, добавил скандальности арест и закрытый суд над редактором газеты «Алматы Инфо» Ержаном Есергеповым.Принятие закона о регулировании интернет пространства,стало калькой для аналогичных законотворческих инициатив в России и странах СНГ. Социальные и рабочие активисты,а также наши товарищи из СоцСопра Казахстана подверглись гонениям,арестам,штрафам и избиениям.
Не сбылись ожидания наших либералов и конструктивных оппозиционеров на то,что в преддверие председательства Казахстана в ОБСЕ произойдут послабления политической системы и состоится расширение демократических свобод. Похоже наша власть наоборот избрала консервацию,как единственный способ сохранения политической стабильности. Но желание «стабильности» вовсе не означает,что она будет осуществлена на практике.Напротив,методы жесткого отсечения и подавления всех недовольных или заподозренных в неблагонадежности чиновников чрезвычайно усилили межклановую борьбу за место подле трона, а также за выстраивание новой схемы правления,которая уже активно формируется в высших эшелонах власти.
Фактически к власти сейчас уже пришла хунта, состоящая из четырех—пяти человек,реально управляющих страной и поддерживающих кресло Ел Басы,от авторитета и могущества, которого они всецело зависят.Но парадокс заключается в том, что в действительности социальная база поддержки режима чрезвычайно сузилась,а кадровая колода совсем опустела. Правящая партия «Нур-Отан» также не может стать консолидирующим центром,так как не является партией, а лишь отростком государственного аппарата и сама разными частями втянута в дворцовые интриги.И теперь идет борьба и в этом узком круге, а также с паралельными группировками.В течение всего года мы были свидетелями информационных войн,разборок спецслужб друг с другом,а низвержение всесильного главы КНБ Шабдарбаева венчает собой эту череду переворотов.