по обвинению в непредумышленном убийстве начался под пристальным наблюдением международной общественности.
2 сентября стартовал процесс над одним из видных правозащитников Казахстана, обвиняемым в наезде на пешехода. Начавшийся процесс акцентировал внимание на судебной системе Казахстана. Кроме того, его рассматривают как лакмусовую бумажку, на которой пройдет проверку приверженность Астаны демократическим принципам в преддверии предстоящего председательства страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). На этот пост Астане предстоит заступить уже через четыре месяца.
Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис предстал перед Балхашским районным судом Алматинской области. Он обвиняется в наезде 26 июля на Каната Молдабаева, который от полученных травм скончался на месте. Данный факт не оспаривается. Вопрос стоит о степени виновности Евгения Жовтиса и справедливости судебного процесса над ним.
В своем заявлении на открытии судебного заседания Евгений Жовтис заявил, что процесс над ним политизирован. Разбирательство проходит в городе Баканас примерно в трех часах езды от Алматы, близ которого и произошло это дорожно-транспортное происшествие.
Еще раз выразив свои соболезнования членам семьи погибшего, Жовтис подчеркнул, что несет "моральную ответственность" за случившееся. Он передал родственникам Каната Молдабаева порядка 15 тыс. долларов в качестве компенсации, которые были приняты. Однако Жовтис настаивает, что данный жест не является доказательством его юридической виновности. "С правовой точки зрения я невиновен и намерен это доказать", – заявил он в зале заседаний, заполненном дипломатами западных стран и государств-членов ОБСЕ, журналистами, правозащитниками и руководителями оппозиционных партий Казахстана. – К сожалению, судя по происходящему, данное ДТП используют для моего преследования", – добавил он.
По утверждению защиты, право Жовтиса на справедливое разбирательство уже не раз было нарушено. Одним из самых серьезных правовых нарушений стало изменение статуса Жовтиса в ходе расследования. Изначально он выступал в качестве свидетеля, но 28 июля его перевели в подозреваемого по делу о непредумышленном убийстве. А проинформировали его о произошедшем изменении лишь 14 августа. По мнению защиты, подобная проволочка явилась ущемлением его конституционных прав и не позволила Жовтису ознакомиться с собранными следственными органами уликами по делу. Ходатайства защиты о закрытии дела и отводе судьи были отклонены.
Основным вопросом, который придется решить в ходе судебного разбирательства, является вопрос, мог ли Жовтис избежать наезда на пешехода, который в момент ДТП шел посередине темного шоссе. Согласно данным предварительной экспертизы, в крови Жовтиса не было алкоголя. Правда, вторая экспертиза уже показала следы алкоголя, правда, много ниже допустимого минимума.
По утверждению Евгения Жовтиса, учитывая все привходящие обстоятельства, он никак не мог избежать наезда на пешехода. Он долго – и в итоге, безуспешно – доказывал в суде, что главный документ под названием автотехническая судебная экспертиза следует исключить из доказательств по делу на том основании, что данные в этом документе являются сфабрикованными. Исходя из представленной оценки скорости автотранспортного средства и расстояния до погибшего делается вывод, что водитель располагал технической возможностью избежать наезда. Защита же считает, что данные необоснованы.
Показания Жовтиса подтверждают слова трех ехавших с ним пассажиров, вызванных в зал заседаний в качестве свидетелей. По словам Сергея Нагорного, сидевшего на переднем сиденье автомобиля, "что-то вдруг метнулось справа налево, а затем раздался удар".
"Я определенно не видел никакого человека", – добавил он.
Пока прокурор Алтай Жанибеков и адвокат Марат Кабулов, представлявший интересы семьи погибшего, пытались найти расхождения в показаниях свидетелей защиты, атмосфера в зале суда все больше и больше накалялась. То и дело с мест для публики раздавались вполне различимые насмешливые комментарии. "Тишина в зале суда!" – кричал на нарушителей судья Кулан Толкунов. Несмотря на просьбы Кабулова, выдворять их из зала заседаний судья не стал. Эмоции выплеснулись через край, когда Кабулов принялся оказывать давление на свидетеля Нагорного, добиваясь от него ответа, где конкретно на шоссе находился Молдабаев в момент ДТП, и начал озвучивать неожиданно легкомысленные заявления о местонахождении тела. "Вы говорите ужасные вещи", – сказал явно шокированный происходящим Нагорный.
"Я не тамада, я юрист", – парировал Кабулов к видимому удивлению многих в зале суда. После чего Кабулов призвал присутствующих проявлять уважение к суду. "Это вы проявляете неуважение!" – крикнул с места генеральный секретарь оппозиционной партии "Азат" Толеген Жукеев, за что получил от судьи еще одно замечание. После показаний Нагорного мать погибшего Молдабаева в сопровождении родственника покинула зал заседаний.
Затем свидетельское место занял старший брат погибшего, Манат Молдабаев, первым прибывший на место ДТП. Он возложил вину за трагедию на Евгения Жовтиса.
На протяжении всего заседания адвокат семьи погибшего Кабулов то и дело разражался высокопарными фразами. Так, например, после показаний Маната Молдабаева адвокат заявил: "Я защищаю людей, проливающих свою кровь!". В один момент председательствующий на заседании судья велел Кабулову умерить тон своих выступлений.
Судебное разбирательство должно продолжиться 3 сентября. По мнению некоторых наблюдателей, в этот же день может быть вынесен и вердикт. В случае обвинительного приговора Жовтису грозит до пяти лет лишения свободы.
В заявлении правозащитной организации Human Rights Watch от 1 сентября подчеркивалась необходимость проведения справедливого разбирательства в отношении Жовтиса. "Сегодня, в преддверие председательства Казахстана в ОБСЕ, для властей страны важно продемонстрировать свое неукоснительное соблюдение стандартов справедливого судебного разбирательства", – отмечает специалист по Центральной Азии Андреа Берг (Andrea Berg), чьи слова приводятся в распространенном организацией пресс-релизе.
Ряд же местных обозревателей сомневается в справедливости процесса над Жовтисом. "На справедливый процесс нет ни единого шанса, – сказал EurasiaNet зампред партии "Азат" Петр Своик во время короткого перерыва в заседании. – Все поведение суда указывает на наличие определенного заказа (на вердикт)".
Своей правозащитной деятельностью Жовтис приобрел себе массу недругов, добавляет Своик. "Заказ исходит не с самых верхов, – полагает он. – Возможно, это руководство правозащитных органов, которому Жовтис подпортил жизнь и которое решило теперь отыграться".
От редактора: Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
Eurasianet