Председателем ОБСЕ станет бывший директор цирка.
В конце прошлой недели в Казахстане произошли два резонансных события, которые будут иметь важное значение для имиджа страны во внешнем мире.
3 сентября Балхашский районный суд признал виновным известного казахстанского правозащитника и юриста Евгения Жовтиса в непредумышленном убийстве пешехода в результате ДТП и приговорил его к четырем годам лишения свободы. Именно столько потребовал прокурор.
А на следующий день, 4 сентября, президент Казахстана произвел очередную рокировку в руководстве МИДа. Вместо 49-летнего Марата Тажина главой внешнеполитического ведомства был назначен 63-летний Канат Саудабаев. Он будет совмещать этот пост с должностью госсекретаря, на которой Саудабаев находился с тех пор, как вернулся из Вашингтона, где возглавлял казахстанскую дипмиссию. Что касается г-на Тажина, он уже четвертый раз в своей карьере возглавит совет безопасности Казахстана, то есть вернется к своей излюбленной деятельности аналитика и стратега, к чему, как утверждают осведомленные источники «Времени новостей» в Астане, он стремился чуть ли не с того самого дня, как был назначен в январе 2007 года министром иностранных дел.
...На Евгения Жовтиса надели наручники прямо в зале суда и не позволили ему даже попрощаться с родственниками. По мнению большинства наблюдателей, в том числе международных, судебный процесс проходил с грубейшими нарушениями законодательства. В частности, было отказано в приобщении к материалам дела заявления матери погибшего о том, что она не имеет претензий к обвиняемому: избежать наезда на ее сына, выскочившего на дорогу в нескольких метрах от машины, водитель которой кроме всего прочего был ослеплен светом встречных фар, было невозможно...
Кроме того, из восьми ходатайств защиты Жовтиса было удовлетворено лишь одно, а на прения сторон было отведено всего 40 минут. В результате сам обвиняемый отказался от последнего слова, заявив, что не признает этот суд.
4 сентября посольство США в Астане опубликовало заявление, в котором выражено «беспокойство» в связи с этим делом, и напомнило, что оно ранее «настаивало, чтобы казахстанские власти обеспечили г-ну Жовтису справедливый судебный процесс...». «Мы будем продолжать просить об этом во время апелляционного процесса», -- говорится в заявлении американской дипмиссии. В нем было подчеркнуто, что за ходом апелляционного процесса будет пристально следить международная общественность, поскольку уже менее чем через четыре месяца, 1 января 2010 года, Казахстан должен возглавить ОБСЕ, а г-н Жовтис является известным в международном сообществе правозащитником.
Процессуальные нарушения в деле Жовтиса отметила и мониторинговая группа ОБСЕ, наблюдавшая за ходом судебного процесса над Жовтисом. «Мы выражаем обеспокоенность тем, что эти нарушения нарушили право г-на Жовтиса на честное следствие и суд, как это было гарантировано конституцией Казахстана, обязательствами перед ОБСЕ и международными стандартами», -- заявил представитель Бюро по правам человека и демократическим институтам ОБСЕ Том Раймер.
Разумеется, прямую связь между жестким судебным приговором известному правозащитнику и назначением нового главы МИДа Казахстана обнаружить было бы трудно. Однако если учесть, что в течение всего нынешнего года от казахстанского руководства ожидали выполнения всех взятых Астаной в декабре 2007 года на мадридском саммите ОБСЕ официальных обязательств по демократизации страны, озвученных Маратом Тажиным, то его отставка выглядит симптоматичной. Именно благодаря этим обязательствам Казахстан получил право возглавить ОБСЕ в 2010 году. Сегодня кому-то в Астане могло показаться, что ситуацию, а заодно и репутацию Казахстана можно спасти, используя связи бывшего посла в США Саудабаева. А чтобы переключить внимание Запада от скандальной расправы над правозащитником, вернуть его в МИД (15 лет назад в течение нескольких месяцев Саудабаев уже занимал пост министра) имело смысл в момент апогея этого скандала. И уже через четыре месяца новый-старый министр станет действующим председателем ОБСЕ.
Впрочем, во властных коридорах Астаны уже ходят разговоры, что для самого Каната Саудабаева, выпускника Ленинградского института культуры и бывшего директора казахстанского цирка, это назначение стало глубоким разочарованием. Утверждают, что он рассчитывал на другую схему перестановок, надеясь, что на пост министра иностранных дел снова будет назначен нынешний спикер сената Касымжомарт Токаев. А сам Саудабаев займет тогда освобожденное им кресло, второе в государственной иерархии Казахстана, позволяющее его обладателю в форсмажорных обстоятельствах стать исполняющим обязанности главы государства. О возможных изменениях на казахстанском олимпе говорят все чаще -- в Астане снова поползли слухи о прогрессирующей болезни Нурсултана Назарбаева.
Время новостей