Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», заместитель генерального директора ИАЦ МГУ:
Прежде всего, необходимо отметить более-менее четкое структурирование партийно-политического спектра республики на две основные группы. Своего рода отправной точкой этого раздела стал Меморандум об обеспечении социальной и политической стабильности в условиях экономического кризиса.
По инициативе правящей партии «Нур Отан» этот документ также подписали партии «Адилет», «Ак жол», «Ауыл», «Руханият», «народные коммунисты» и «патриоты». При всем разнообразии своих позиций и линий поведения, включая проявление некоторыми из них определенной оппозиционности, данные партии пошли на «принятие согласованных усилий» и «реализацию совместных проектов» с «Нур Отаном». Тем самым они фактически продемонстрировали свою лояльность по отношению к действующей власти.
По другую же сторону данного меморандума встали Демократическая партия Казахстана «Азат», Коммунистическая партия Казахстана и Общенациональная социал-демократическая партия, которые заявили принципиальный отказ относительно подписания этого документа. Именно эти партии, а также незарегистрированная вследствие искусственного затягивания властями соответствующих процедур Народная партия «Алга!» олицетворяют сегодня реальную оппозицию «монопартийной власти».
Однако, несмотря на такую общность соответствующей позиции, данные партии характеризуют постоянные колебания между консолидацией и разобщенностью. Хотя, как показывают многочисленные малоуспешные попытки объединения оппозиционных сил республики в прошлом, ничего серьезного не препятствует этому процессу, за исключением чисто субъективных факторов.
Очередной попыткой прорыва тенденции непонимания и разногласий стало проведение 11 апреля в Алматы Форума демократической оппозиции Казахстана. Как следует из резолюции данного мероприятия, четыре соответствующие партии признали что «положение разобщенности оппозиции» поддерживается не только «целенаправленными усилиями властных структур», но и «личными амбициями и конфликтующими интересами групп» и является нетерпимым.
Скорее всего, проведение рассматриваемого форума и новые призывы к объединению в большей степени были обусловлены необходимостью оппозиции лишний раз напомнить о себе населению страны. К тому же свою роль, видимо, сыграл фактор прошлогодних поправок в закон о выборах, отражающий намерение властей сделать будущий состав Мажилиса Парламента двухпартийным. В этой ситуации неизбежно возникает стремление договориться между собой во избежание ненужной конкуренции на будущих парламентских выборах.
Судя по всему, наиболее рациональным результатом такой договоренности стало бы объединение оппозиционных сил в одну партию. Однако в резолюции форума речь идет об объединении в некую «единую политическую организацию», но никак не партию. С другой стороны, создание такой партии представляется более-менее эффективным шагом в преддверие парламентских выборов. Но до очередных выборов пока еще далеко, а какой-либо вероятности проведения досрочных выборов не ощущается. Поэтому, если эту партию начать создавать сейчас с расчетом на участие в выборах в 2012 году, то есть основания предполагать, что она расколется или распадется гораздо раньше этого срока.
Причем эти основания в лице новых разногласий среди оппозиционных сил стали проявляться чуть ли не сразу после проведения форума. В этот раз «камнем преткновения» стало заявление председателя партии «Азат» Булата Абилова в дискуссионном клубе «Айтпарк» о своей готовности возглавить при определенном стечении обстоятельств объединенную оппозицию и стать единым кандидатом от нее на будущих президентских выборах.
Следует отметить, что у каждого из руководителей действующих оппозиционных партий есть свои сильные и слабые стороны. И здесь нельзя выбирать лидера просто по принципу арифметического соотношения тех и других. Что же касается Булата Абилова, то, в принципе, такая уверенность в себе является нормальной для политика его уровня. Не исключено также, что он в тот момент заручился поддержкой у определенной части своих коллег по оппозиционному лагерю.
Так или иначе, но заявление лидера «азатовцев» встретило критическую реакцию со стороны лидеров трех других оппозиционных партий. Это обстоятельство лишний раз продемонстрировало негативное влияние на объединительные процессы в оппозиции субъективных факторов. Причем очевидно, что если даже далеко не все оппозиционные политики претендуют на лидерство в данном политическом лагере, то, несмотря на это, они однозначно не готовы уступать это место своим коллегам.
В результате в июне этого года Компартия, НП «Алга!» и ОСДП заявили о своем объединении в рамках Блока демократических сил «За справедливый Казахстан» (ЗСК). Фактически же речь идет о возобновлении деятельности последнего. По большому счету, с учетом текущего момента данный шаг оппозиционных партий является вполне целесообразным. Во-первых, ЗСК сохранился как юридическое лицо. Во-вторых, официально никто из его состава не выходил, во всяком случае на уровне представителей руководящего звена соответствующих оппозиционных партий. В-третьих, в рамках его деятельности в 2005 году был приобретен определенный опыт межпартийного взаимодействия. Наконец, в-четвертых, ЗСК в пик своей деятельности ЗСК приобрел солидный политический и электоральный рейтинг.
В определенной степени воссозданию ЗСК благоприятствовали два момента. Во-первых, совместная деятельность представителей ОСДП и НП «Алга!» в рамках созданного в прошлом году Общественного парламента «Халык кенесі». Во-вторых, объединение второй из них в марте этого года с коммунистами в блок «Народовластие». То есть, стремления рассматриваемых партий к консолидации пока что движутся по нарастающей.
В то же время фактическое присутствие в стане оппозиционных сил двух блоков в лице «Народовластия» и ЗСК со временем может способствовать если не новым возможным трениям между ними, то снижению уровня активности кого-либо из них. Перспективы ЗСК также выглядят весьма туманно в контексте подготовки входящих в него партий к очередным или, если таковые состоятся, досрочным парламентским выборам. Либо они все же созреют для объединения в одну партию, либо блок к этому времени распадется и данные партии опять начнут действовать в одиночку.
Таким образом, в самом оппозиционном лагере в настоящее время наметилось четкое деление на две группы - ЗСК в лице заявивших о его восстановлении партий, с одной стороны, и партия «Азат», с другой стороны. При этом такое разделение подкрепляется наблюдаемыми время от времени взаимными упреками и претензиями сторон, что особенно проявляется в материалах так или иначе связанных с ними СМИ. Хотя подобная ситуация представляется более уместной либо для принципиальных политических оппонентов, каковыми рассматриваемые партии не являются, либо между соратниками и единомышленниками, но в единичных случаях и закрытом от публики формате.
В целом, налицо то, что оппозиционные партии и движения сами создают как позитивные, так и негативные прецеденты в процессе консолидации друг с другом. Тем самым они делают этот процесс бесконечным, а созданные в его рамках союзы и коалиции - временными и неустойчивыми.