Путь домой?
Заявление президента о готовности простить прозвучало в пятницу, во время «прямой линии» с гражданами Казахстана. «Я за то, чтобы ошибки прощать тем, кто сам осознает, признает (свои ошибки) и становиться на путь исправления, и становится рядом для того, чтобы строить новый Казахстан», - заявил Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопрос телезрителя.
«Я готов простить того, кто раскается в своих ошибках. И говорит, что он готов встать рядом и исправить свои ошибки. Надо дать шанс. Я это много раз делал», - добавил Назарбаев.
Президент напомнил, что даже если ошибки эти связаны с нарушениями законов страны, «в этом случае у меня есть право помилования, если правоохранительные органы скажут, что это человек вступил на путь примирения».
В качестве примера Назарбаев привел ситуацию с журналистом Бигельды Габдуллиным, который «в свое время яро стал на противостояние, нарушил закон и его преследовали, он оказался далеко заграницей. И через нашего посла послал обращение простить его, чем жить даже в самой богатейшей стране, лучше за любое наказание жить в своей стране. Я проникся, понял. Он сейчас здесь, прекрасно работает, я часто с ним встречаюсь и доволен, что я это сделал».
«Я за то, чтобы все казахстанцы жили в мире, чтобы у нас не было изгоев, не было людей, живущих где-то заграницей, - сказал глава Казахстана. - Они попадают под это дело сами, потом обвиняют государство».
Этой фразой, по сути, было сказано все. С активными обвинениями в адрес государства в целом и лично президента не устает выступать в течение уже двух лет бывший посол республики в Австрии Рахат Алиев. Приговоренный в Казахстане к серьезному уголовному наказанию, лишенный всех чинов и званий, он скрывается от правосудия, утверждая при этом, что истинная подоплека уголовного дела в его отношении связана исключительно с политическими мотивами. Мол, Алиев заявил о своем намерении баллотироваться на президентский пост, а Назарбаев увидел в нем потенциального конкурента и решил устранить. Однако, стоит взглянуть на содержание приговора, как становится понятно, что ни о какой политической подоплеке в этой ситуации и речи быть не может. Если приговора недостаточно – можно поднять материалы прессы, публиковавшиеся в прежние годы, когда Алиев занимал различные высокие посты в силовых структурах Казахстана. Рейдерство, коррупция, пытки, похищения людей – об этом независимая пресса писала даже тогда, когда, казалось всесильному Алиеву ничего не грозило.
Сегодня же сам Рахат Алиев предпочитает о «делах давно минувших дней» не вспоминать. Он позиционирует себя стойким приверженцем демократических идеалов, заявляет о своей оппозиционности по отношению к «авторитарному режиму» казахстанской власти, и утверждает, что силовые структуры Казахстана получили прямое указание от высшего руководства страны убрать беглого оппозиционера, то есть его, любой ценой и любым способом. В своих многочисленных интервью Алиев рассказывал, что власти Казахстана выделили десять миллионов евро на пропагандистские материалы в СМИ, направленные на очернение Алиева в глазах международной общественности, за ним самим ведется охота сотрудниками казахстанских спецслужб. Удивительно, что он не додумался высказать версию о том, что официальная Астана наняла международный синдикат киллеров для его устранения.
Заявление же президента отметает все даже зародившиеся у кого-то сомнения в истинной преступной натуре Алиева и его возможной демократической политориентации. Нурсултан Назарбаев ясно и четко заявил: прощение возможно, только для этого ты действительно должен понять, что слишком многое натворил в ущерб своей стране. Но именно это и является самым сложным для Алиева. Все знакомые с ним люди утверждают: Алиев никогда не контролировал свои эмоции, и никогда не желал признавать свои ошибки. Поэтому сейчас, несмотря на свои недавние заявления о нестерпимой тоске по родине, он не раскается и не признает то, что действительно нарушал закон. Предложением президента страны этот человек не воспользуется никогда. Скорее, он предпочтет выдвинуть очередную версию о том, что таким образом казахстанское руководство пытается повлиять на официальную Австрию с тем, чтобы та пересмотрела решение об отказе в экстрадиции Алиева в Казахстан. Или же – что власти республики хотят заманить его обратно в страну для того, чтобы расправиться. Только поверить в эти и другие версии, которые наверняка в ближайшее время будут озвучены Алиевым, будет не только сложно, а невозможно.
KONTUR.kz