Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана трещит по швам
Август, как всегда, богат на события. На сей раз отношения России с еще одним участником ГУАМ - Украиной - основательно испорчены. Благо баталии велись только в информационном поле, но зато масштабно!
Если оценивать ситуацию с точки зрения взаимоотношений России с соседями по СНГ, то можно сказать, что конфликт с Украиной - это очередной этап в процессе «выяснения отношений» с теми, чья политика считается некомплиментарной по отношению к России, или чей курс со временем стал все больше и больше отклоняться от российского вектора. Вспомним недавнюю «размолвку» с Белоруссией. Политическая сторона вопроса в целом ясна, но и при этом остается поле для разного рода дискуссий на тему: чем это кончится? кто останется с Россией?
Происходящее напрямую сказывается на судьбе такого масштабного проекта, как Таможенный союз. Украина давно отказалась от этого проекта, решив вступать непосредственно в ВТО. Но как показали события последних месяцев, даже в составе трех участников - России, Белоруссии и Казахстана - реализовать его не так-то просто. Винить в этом кого-либо из участников как минимум некорректно. Хотя бы потому, что в каждой стране есть и сторонники, и противники такого рода интеграции. А это уже вопрос внутриполитический, и решающее влияние на исход этого процесса оказывают те группы, чьи лоббисты «зубастее».
После демарша Белоруссии у России остается один надежный партнер по Таможенному союзу - Казахстан. Но у него внутриполитических проблем на порядок больше, чем в той же Белоруссии, и плюс необходимость «держать марку» накануне председательства в ОБСЕ. Новый виток в деле Алиева, которое опять же может иметь самые разные последствия для руководства РК, проблема преемника, в очередной раз возникшая в контексте «пожизненного президентства», тема досрочных парламентских выборов, все чаще звучащие публичные заявления о том, что «мадридские обещания» вовсе не обязательны к выполнению, и т.д. Все это, мягко говоря, не способствует укреплению позиций РК на международной арене. А тут еще продолжающийся экономический кризис. Как бы ни убеждало руководство РК собственное население в его отсутствии, далеко не во всех отраслях есть позитивные сдвиги.
Казалось бы, самое время налаживать сотрудничество с Россией и другими соседями по СНГ в экономической сфере. И официальные лица неустанно повторяют это как мантру. Но выясняется, что в Казахстане, как и в России, есть много противников экономической интеграции в форме Таможенного союза. К примеру, поговаривают, что российской металлургической отрасли совсем невыгодна такого рода интеграция, ведь казахстанская продукция может составить серьезную конкуренцию.
Имеются и другие признаки того, что в рамках российско-казахстанского экономического сотрудничества все не так гладко, как хотелось бы. В частности, договоренности казахстанского и российского руководства относительно покупки российским «Сбербанком» (СБ) казахстанского «БТА-банка» пока не реализованы, хотя судя по всему, это политическое решение, и предполагается, что оно должно быть выполнено. Но, видимо, не все в руководстве СБ хотят реализовать эту сделку. К тому же на данный момент СБ реализует два масштабных даже по российским меркам проекта - сделку с GM по покупке Opel и выдачу льготного кредита ОАО «РусГидро» на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, плюс выдача кредитов реальному сектору - СБ является ключевым звеном в реализации антикризисной программы. И приобретение проблемного казахстанского актива с интересами СБ не совсем согласуется. Аргументы, которые приводятся менеджментом «Сбербанка», и усилия их лоббистов пока достаточно эффективны. Об этом свидетельствуют непрекращающиеся споры о легитимности такой сделки, взаимные обвинения акционеров АО «БТА-банка» и его дочерних структур. Кроме того, сделке по «БТА-банку» активно сопротивляются незаинтересованные в ней лица, живущие в Лондоне.
В свою очередь, противники экономического сближения Казахстана и России ситуацию могут расценить таким образом, что казахстанская сторона (или российская) не выполняет своих обязательств, а потому Казахстан не может быть надежным партнером России в таких интеграционных проектах, как Таможенный союз. Если развивать мысль дальше, выходит, это еще один гвоздь в гроб этого самого Таможенного союза...
Таким образом, новый политический сезон для России и ее потенциальных партнеров по экономической интеграции начинается, мягко говоря, с не очень позитивной ноты.
Новая газета KZ